Тема 24: Физическая культура как показатель социально-профессиональной зрелости.






Тема 24: Физическая культура

как показатель социально-профессиональной зрелости.

Ключевые слова: специальная направленность физической подготов­ки, социально важные физические качества, социаль­но важные психические качества, физическая готов­ность.

            Еще в глубокой древности детей готовили к будущим общественным и воинским обязанностям с помощью специальной системы физических упражнений. Повсед­невно используя орудия труда, человек постепенно по­дошел к пониманию зависимости успеха производствен­ной деятельности от предварительной двигательной под­готовки. Она представляла собой выполнение движений и действий, сходных с трудовыми. Так физические уп­ражнения стали содействовать подготовке к труду, фор­мируя определенные знания, навыки и умения (1 Для самостоятельного изучения рекомендуем работы Аристовой Л .В., Шпилько СП. и др.).

            В наши дни все больше видов трудовой деятельности требует точно рассчитанных и тонко координированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психофизиологическим воз­можностям человека.

            Под "физической готовностью" к самостоятельной жизни понимается направленный процесс формирования необходимого арсенала двигательных умений и навыков, гармоничного развития физических качеств и связанных с ними способностей, от которых зависят эффективность трудовой деятельности, достижение высокой физической и умственной работоспособности, сохранение здоровья и творческого долголетия человека. Физическая культура все больше проникает в жизнь людей, выполняя важные социальные функции, а физкультурная деятельность представляет собой действенное средство социализации личности. Изменения социальных функций физической культуры неразрывно связаны с глубоким проникнове­нием ее на качественно новом уровне во все основные сферы жизнедеятельности человека - труд, отдых, уче­бу, охрану здоровья. Систематические занятия физичес­кими упражнениями постепенно превращаются в обяза­тельное условие нормального функционирования орга­низма человека, приобретая статус физиологической по­требности.

            Современный процесс физической подготовки можно рассматривать как многоуровневую систему. Каждый уровень физической подготовки имеет свою структуру и свои специфические особенности (табл. 7). Первый уро­вень характеризуется оздоровительной направленностью и строится на основе кондиционной физической подго­товки. По мере повышения уровня физической подготов­ки увеличиваются ее сложность и спортивная направлен­ность. Самый высокий уровень строится на основе прин­ципов спортивной тренировки с целью увеличения фун­кциональных резервов организма, необходимых для спортивной деятельности, связанной с достижением мак­симальных результатов.

            Эффективная физическая подготовка - это длитель­ный, многолетний процесс формирования необходимых двигательных умений и навыков, систематического со­вершенствования физических качеств, психической под готовки, поддержания достигнутого уровня работоспо­собности, сохранения и укрепления здоровья.

Высокий уровень общей физической подготовленнос­ти, достигаемый в ходе спортивной тренировки, позво­ляет гораздо легче переносить напряженную работу в необычных или даже экстремальных условиях.

Таблица 7. Характеристика различных уровней физической подготовки

Уровни физичес-

Возраст

ной

Основные задачи

Характерные организацион-

п/п

кой подготовки

диапазон

подготовки

но-методические особенности

 

 

 

 

подготовки

1

Кондиционная физическая   подготовка (КФП)

16-75 лет

Развитие функциональных

возможностей организма до уровня, обеспечивающего со-

хранение и укрепление здоровья; закаливание; освоение жизненно необходимых двига-

тельных умений и навыков; развитие физических качеств;

улучшение физического развития и устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов среды и профессиональной деятельности.

Самостоятельные занятия;

комплексное построение заня-

тий; непредельные объемы на-

грузок; регламентация времени для занятий физической подготовкой режимом профессиональ-

ной деятельности и  социально-

бытовыми условиями.

 

 

 

 

 

 

 

2

Профессионально-

16-60 лет

 

прикладная   фи-

 

 

зическая подготов-

 

 

ка (ППФП)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Спортивно-прикладная подготовка

(СПП)

 

Развитие   и   постоянное

совершенствование физических качеств; формирование и

совершенствование двигательных  умений  и  навыков, определяющих эффективность профессиональной дея-

тельности; улучшение физического развития;укрепление

здоровья и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных фак-

торов среды и  профессиональ-

ной деятельности; участие в контрольных проверках физической подготовленности и в

массовых соревнованиях по прикладным видам спорта.

Специально организованная

физическая подготовка в учеб-

ное     (служебное)     время;

самостоятельные занятия во

внеучебное внерабочее)время;

преимущественно комплексное построение занятий; непредельные объемы нагрузок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Спортивная тренировка (СТ)

 

Совершенствование физических качеств и профессионально-прикладных двига-

тельных навыков; подготовка к деятельности в экстремальных условиях; подготовка и

участие в соревнованиях по прикладным видам спорта. Специализация в каком либо виде спорта; подготовка и участие в соревнованиях.

Специально организованная

подготовка по прикладным видам спорта; увеличение объемов специфических тренировочных нагрузок.

Построение процесса физичес-

кой подготовки на основе принципов спортивной тренировки; освоение предельных объемов

тренировочных нагрузок; подчинение режима труда и быта задачам спортивной подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.1. Формирование социально значимых физичес­ких качеств

            Любая физическая деятельность человека в быту, на производстве, в спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Чем он выше, тем лучше работоспособность организма и выше производитель­ность труда при меньших затратах энергии. Большинст­во физических и психических качеств формируются с помощью специально организованных воздействий.

            Способность дозировать силовые напряжения. Для развития таких способностей используются физи­ческие упражнения с дифференцированным проявле­нием мышечных усилий. Эффективны основные и спе­циальные физические упражнения из игровых видов спорта с мячом.

            Общая выносливость. Формирование ее обеспечива­ется длительным выполнением тренировочной нагрузки в режиме, который соответствует работе умеренной и большой мощности. Общая выносливость развивается посредством разнообразных физических упражнений, вовлекающих в работу более 2/3 мышц тела. Средствами ее воспитания являются длительный кроссовый бег, пла­вание, ходьба, туристские походы, передвижения на лы­жах, бег на коньках, гребля, продолжительная игра в баскетбол, борьба и др.

            Статическая выносливость и устойчивость к ги­подинамии. Для формирования статической выносливо­сти применяются продолжительные динамические уп­ражнения; специальные динамические упражнения, на­правленные преимущественно на развитие мышц, кото­рые испытывают наибольшую статическую нагрузку в процессе профессиональной деятельности; упражнения статического характера.

            Устойчивость к гиподинамии достигается теми же физическими упражнениями.

            Сенсомоторная реакция. При формировании быстро­ты реакции у специалистов, профессиональная деятель­ность которых требует ее высокого уровня, используют­ся специальные методики. Например, раздельное совершенствование быстроты реакции на звуковой и све­товой сигналы, совершенствование скорости движений в облегченных и постепенно усложняющихся условиях. Хорошие результаты дает так называемая "сенсомоторная методика". Она основывается на связи между быст­ротой реакции и способностью различать небольшие ин­тервалы времени (десятые и сотые доли секунды). Фор­мирование простой реакции в данном случае сводится к тому, чтобы развить способность точной дифференцировки времени.

            Эффективными средствами развития реакции на дви­жущийся объект являются легкоатлетические эстафеты, упражнения со скакалкой, ловля мяча на месте и в дви­жении, подвижные и спортивные игры с мячом, особенно с малым мячом (лапта, теннис, настольный теннис и др.).

            Реакции различения, переключения, слежения фор­мируются в процессе длительной тренировки с помощью специальных упражнений при постепенном усложнении условий, в которых они проявляются.

            Устойчивость к воздействию неблагоприятных метеорологических факторов производственной сре­ды. Ее формирование достигается тремя путями: за счет закаливания организма неспецифическими и специ­фическими раздражителями; мышечной тренировки об­щего и целенаправленного воздействия; сочетания мы­шечной тренировки и активного закаливания. Большое значение имеет не только содержание физической тре­нировки, но и ее величина и длительность. Чрезмерная по нагрузке тренировка может не дать эффекта или ухуд­шить устойчивость к действию неблагоприятных факто­ров. Кратковременная, нерегулярная тренировка явля­ется слишком слабым средством в достижении необхо­димого результата.

            Выносливость и устойчивость к высокой температу­ре достигаются с помощью физических упражнений, со­провождающихся значительным теплообразованием

(продолжительный интенсивный бег, интенсивное пере­движение на лыжах, игра в баскетбол), а также путем вы­полнения упражнений в условиях повышенной тем­пературы, затрудненной теплоотдачи (ходьба, бег, спор­тивные игры с мячом при температуре ЗОТ! и более в воз­духонепроницаемом костюме и др.). Эффективными сред­ствами являются купания в бассейне с подогретой до ЗОТ! водой, прием горячих ванн, душа.

            Выносливость и устойчивость к низкой температу­ре обеспечиваются с помощью физических упражнений, выполняемых в условиях низкой температуры в облег­ченной одежде. Эффективным средством является мест­ное и общее закаливание холодным воздухом и водой (об­тирания, обливания, холодный душ, круглогодичные купания и т. п.).

            Выносливость и устойчивость к резким перепадам температуры достигаются с помощью упражнений, вы­полняемых в условиях резких колебаний температуры (физические упражнения зимой выполняются в помеще­нии, а затем на открытом воздухе, и наоборот, чередова­ние выполнения упражнения на солнце и в тени, интен­сивного бега на солнце и медленной ходьбы в тени). Эф­фект оказывает и применение контрастного душа.

            Устойчивость к проникающей радиации, интоксика­ции, гипоксии.

            Устойчивость к проникающей радиации и воздействи­ям промышленных ядов обеспечивается продолжитель­ной умеренной интенсивности тренировкой на выносли­вость в сочетании с закаливанием естественными факто-

рами природы и гипоксической тренировкой. Эффектив­ными средствами являются: пешие и лыжные прогулки, медленный непрерывный бег на открытом воздухе, пла­вание в естественных водоемах, гребля, пешие турист­ские походы по горной и лесистой местности, горные восхождения, пребывание в горах.

            Рекомендуются специальные приемы, направленные на искусственное увеличение гипоксии, типа дозирован­ных задержек дыхания при беге и плавании, специаль­ная тренировка в среднегорье и выполнение физических упражнений в условиях искусственного понижения со­держания кислорода во вдыхаемом воздухе. Формирова­ние устойчивости к гипоксии базируется на возможнос­тях дыхательной системы организма, в том числе хоро­шей общей выносливости. Поэтому такой тренировке должно предшествовать развитие общей выносливости.

24.2. Формирование социально значимых психичес­ких качеств

Внимание.

            Отдельные качества внимания имеют много специфи­ческого, в связи с чем при их формировании и совершен­ствовании используются различные приемы.

            Объем и распределение внимания формируются как определенный навык одновременного выполнения не­скольких действий, близких по своей психофизиологи­ческой структуре профессиональным действиям, вы­полняемым в условиях высокого темпа работы. При этом постепенно увеличивают количество воспринима­емых объектов и явлений, расстояние между ними и темп восприятия.

            Переключение внимания развивается упражнениями на переключение внимания с объекта на объект с предварительным усвоением техники и "маршрутов" пе­реключения; упражнениями с выделением наиболее важных объектов из второстепенных; тренировкой в бы­строте переключения внимания с объекта на объект.

            Концентрация внимания развивается путем воспита­ния и самовоспитания установки на внимание.

            Устойчивость внимания обеспечивается проявлени­ем волевых качеств и созданием путем тренировки опре­деленной физиологической базы для выносливости мышц глазодвигательного аппарата.

            Большие возможности для развития качеств внимания представляют гимнастические и строевые упражнения.

            Эффективным универсальным средством развития внимания являются спортивные игры с мячом. Это объ­ясняется тем, что действия в них требуют высокого уров­ня проявления различных качеств внимания. Только за одну секунду внимание волейболиста переключается по­очередно на 3-6 объектов. Длительность игры, разнооб­разие тактических ситуаций требуют устойчивости вни­мания. Все это приводит к тому, что уже сами по себе занятия волейболом способствуют развитию качества внимания.

Оперативное мышление.

            Эффективными путями развития оперативного мыш­ления в процессе физического воспитания являются: ис­пользование элементов тактической подготовки, широ­кое применение на занятиях спортивных игр и едино­борств. Существенный эффект оказывают:

- обучение приемам оперативного мышления на мате­риале, специфичном для физического воспитания;

-  упражнения, направленные на решение различных алгоритмических (решаемых по определенной схеме) и эв­ристических (требующих творческих усилий мысли) задач

по типу упражнении для развития тактического мышле­ния игровика, бегуна на средние дистанции, борца;

- упражнения на развитие наблюдательности, памя­ти, восприятия, внимания, воли, других психических процессов, связанных с быстрым мышлением.

            Эмоциональная устойчивость.

            В процессе профессионально-прикладной физической подготовки эмоциональная устойчивость обеспечивает­ся путем:

а) приобретения опыта волевого поведения в услови­ях эмоциональной напряженности, совершенствования физиологических процессов адаптации к стресс-факто­рам; б) выработки навыков, умений и привычек саморе­гуляции эмоциональной напряженности.

            Для решения первой задачи наиболее эффективными средствами являются упражнения, моделирующие раз­личные стрессовые ситуации и требующие мобилизации всех сил занимающихся для эффективного выполнения поставленной двигательной задачи в заданных условиях.

            Решение второй задачи осуществляется путем приме­нения упражнений при эмоциях, изменяющих сомати­ческие и вегетативные проявления (контроль и регуля­ция мимических мышц, мышц скелетной мускулатуры, специальные дыхательные упражнения) и способах от­влечения от эмоций (самовнушения-самоубеждения).

            Волевые качества характеризуются следующими проявлениями.

            Инициативность формируется следующими при­емами и средствами: 1) выполнение физических упраж­нений на занятиях по личной инициативе одним из мно­гих способов; 2) самостоятельное проведение трениро­вочных занятий с группой; 3) соревнования с другими учащимися на нестандартное решение двигательной за­дачи; 4) самостоятельный выбор тактического плана вы­ступления на соревнованиях; 5) организация физкуль­турных и спортивных мероприятий в группе по личной инициативе; 6) спортивные игры; 7) единоборства; 8) эс­тафеты и др.

            Смелости и решительности в наибольшей степени требует использование физических упражнений, содер­жащих элементы известного риска и требующие преодо­ления чувства боязни и колебания.

            Стойкость формируется выполнением упражнений, которые содержат элементы преодоления значительных внешних и внутренних трудностей, выполняемых в не­благоприятных метеорологических условиях в большом объеме, требующих значительного нервного напряже­ния. Целесообразно использовать приемы, усиливающие эффект применяемых средств: направленное наращива­ние усилий, тренировка в группе; применение соревно­вательного метода; внесение в тренировку эмоциональ­ного фактора; применение технических средств. В про­цессе формирования стойкости необходимо тренировать не только волевое усилие, но и его физиологическую ос­нову, строго соблюдая принцип постепенности наращи­вания нагрузок и их адекватность возможностям ор­ганизма. Иначе может произойти истощение фи­зиологической основы, что отразится на проявлении во­левого действия.

24.3. Определение физической и психической готов­ности

            Определение способности проявлять заданные си­ловые напряжения.

            Для оценки способности проявлять заданные сило­вые напряжения используется следующий комплекс двигательных тестов: сжимание ручного динамомет­ра с заданным усилием в кг; толкание ядра весом 3 кг (для женщин) и 4 кг (для мужчин) на заданное рас­стояние; бросок одной рукой баскетбольного, ганд­больного и волейбольного мячей в кольцо на количе­ство попаданий; прыжок в длину с места на заданное расстояние; прыжок на заданную высоту. Во всех те­стах качество выполнения оценивается по степени от­клонения конечного результата выполнения двига­тельного задания от требуемого (по лучшей из двух попыток).

            Выявление силовой выносливости.

            Для выявления и оценки силовой выносливости мышц рук, ног, брюшного пресса и спины использу­ются следующие двигательные тесты: сгибание и раз­гибание рук в упоре на брусьях (количество раз); лаза­ние по вертикальному канату, горизонтальной и на­клонной лестнице на расстояние (м); выпрыгивание вверх из приседа (количество раз); приседания со . штангой на плечах; поднимание ног к перекладине (ко­личество раз); поднимание туловища из положения лежа на спине в сед (количество раз).

            Контроль за статической выносливостью.

            Для проверки и оценки статической выносливости мышц рук, ног, брюшного пресса, спины используют­ся следующие тесты, выполняемые на время: удержа­ние стандартного груза в руках; стойка на носках со штангой на плечах; удержание штанги в положении полуприседа; угол в упоре; удержание горизонтально­го положения тела лежа на бедрах лицом вниз и др.

            Выявление быстроты движений.

            Выявление и оценка быстроты движений производят­ся с помощью моторных тестов, моделирующих или повторяющих различные движения, требующие прояв­ления быстроты. В качестве таких тестов могут на выбор или в комплексе использоваться следующие двигатель­ные задания, выполняемые с максимальной скоростью на время: сгибание и разгибание рук в течение 10 с; при­седания в течение 10 с; выполнение максимального ко­личества наклонов за 10 с, касаясь пола кончиками паль­цев; в максимальном темпе челночный бег с поочеред­ной переноской двух кубиков (5x5x5 см) в стартовый круг на расстояние 10 м.

            Выявление ловкости.

            Для оценки ловкости используются следующие дви­гательные задания, выполняемые на время: расстанов­ка карманных шахмат; ловля теннисных мячей; преодо­ление лабиринта; перешагивание через гимнастическую палку; выполнение без предварительного разучивания сложных гимнастических упражнений.

            Определение гибкости.

            Для оценки гибкости в плечевых, голеностопных и тазобедренных суставах применяются следующие зада­ния: выкрут назад с гимнастической палкой (оценивает­ся по ширине хвата в см); поднимание рук вверх-назад; поднимание рук назад из положения руки внизу; вытя­гивание носков в седе; наклон туловища вперед из положения стоя, доставая пальцами (ладонями) пола; гимнастический мост наклоном назад.

            Контрольные упражнения для проверки равновесия и вестибулярной устойчивости.

            Устойчивость после кувырков. Выполнить 5 кувыр­ков вперед за 10 с. "Отлично" - уверенное сохранение ос­новной стойки после выполнения кувырков, "хорошо" - неустойчивость со схождением с места до 1 шага, "удов­летворительно" - неустойчивость со схождением с места до 2 шагов; "неудовлетворительно" - при более значительных отклонениях и падении.

            Выполнить 5 кувырков вперед и после них сразу под­скоки на месте. "Отлично" - отклонение от финишной линии вперед на 20 см, "хорошо" - на 40 см, "удовлетво­рительно" - 60 см, "неудовлетворительно" - более зна­чительные отклонения.

            Устойчивость к комбинированным нагрузкам. Встать перед гимнастическим матом, наклониться впе­ред, выполнить поворот на 360° за 2 с, затем кувырок вперед за 2 с, встать, выпрямиться, откинуть голову на­зад, наклониться вперед, снова выполнить поворот и ку­вырок. Всего 10 поворотов и 10 кувырков. После этого встать в центр круга радиусом 25 см, вокруг которого начерчены круги радиусом 50 и 80 см, выполнить 10 подскоков. Остался в круге диаметром 25 см - "отлич­но", 50 см - "хорошо", 80 см - "удовлетворительно", вы­шел из круга радиусом 80 см - "неудовлетворительно".

            Оценка устойчивости к гипоксии.

            Оценка устойчивости к гипоксии может проводиться с помощью функциональной пробы с задержкой дыха­ния на вдохе.

            До проведения пробы подсчитывается пульс за 30 с. Дыхание задерживается на максимальном вдохе, кото­рый делается после трех дыханий на 3/4 глубины полно­го вдоха. Нос зажимают пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобнов­ления дыхания проводится подсчет пульса. По длитель­ности задержки дыхания проба оценивается следующим образом: менее 39 с - "неудовлетворительно", 40-49 с -"удовлетворительно", свыше 50 с - "хорошо". Трениро­ванные спортсмены могут задерживать дыхание от 60 с до 2,5 мин и более. Об уровне устойчивости к гипоксии говорит также показатель реакции частоты сердечных сокращений, который определяется величиной отноше­ния ЧСС после окончания пробы к исходному уровню. Если он более 1,2 — это свидетельствует о неблагоприят­ной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.

            Тесты для оценки переключения внимания.

            Перебрасывание мяча. Дважды пройти по рейкам перевернутых гимнастических скамеек, поставленных одна за другой, и громко произносить таблицу умноже­ния на 6 при прохождении в одну сторону и на 7 - в об­ратную сторону. Поворот делать на полу. Под каждый счет выполнить перебрасывание баскетбольного мяча из одной руки в другую. Расстояние между кистями вытя­нутых рук 1 м. Исследуемая способность оценивается по времени выполнения упражнения. За каждую ошибку в таблице умножения или за потерю равновесия прибавля­ется 1 с штрафного времени. "Отлично" - менее 13 с, "хо­рошо" - 13-15 с, "удовлетворительно" - 16-18 с.

            Ловля мяча двумя руками. Стоя на месте, ноги на ши­рине плеч, руки с теннисными мячами вытянуты вперед, попеременно выпускать мячи из рук с последующей лов­лей хватом сверху. Оценивается по времени безошибоч­ного выполнения.

            Ведение мяча попеременно двумя руками. Как можно быстрее обвести 4 препятствия, ведя баскетбольный мяч попеременно правой и левой рукой.

            Тесты, для оценки распределения внимания.

            Хождение по фигурному бревну с жонглированием двумя теннисными мячами. Оценивается по времени вы­полнения упражнения. Варианты - хождение по сдвоен­ному бревну, по перевернутым, параллельно поставлен­ным гимнастическим скамейкам.

            Одновременное ведение двух мячей. Как можно быст­рее обвести 4 препятствия, ведя два мяча. Оценивается по времени выполнения упражнения.

            Тесты для оценки объема и распределения внима­ния.

            Отыскивание чисел. Необходимо как можно быстрее найти и показать натуральный ряд чисел от 1 до 25 в таб­лице из 25 клеток (5 х 5), в которой цифры представлены в беспорядке. Оценка производится по времени выпол­нения задания: менее 34 с - "отлично", 34-42 с - "хорошо", 43-58 с - "удовлетворительно", более 59 с - "пло­хо".

            Для исследования устойчивости внимания задание выполняется несколько раз, причем каждый раз на но­вом варианте таблицы. Применяется также вариант с обратным счетом. Неблагоприятными показателями яв­ляются двигательные задержки (даже если они и ком­пенсируются последующим убыстренным темпом), "бе­ганье" глазами по таблице, указывающее на сужение объ­ема внимания.

            Расстановка мячей. Быстрая расстановка по порядку мячей для настольного тенниса, помеченных цифрами от 1 до 25.

            Тесты для оценки переключения внимания.

            Отыскивание чисел с переключением (тест Шульте-Платонова). В таблице, состоящей из 49 клеток (7x7), имеется от 1 до 25 красных и от 1 до 24 черных цифр, размещенных в случайном порядке.

Необходимо отыскать красные цифры от 1 до 25 в воз­растающей, а черные - от 24 до 1 в убывающей последо­вательности. При этом отыскивается вначале одно крас­ное, затем одно черное, снова красное, за ним черное и т. д. Сумма двух правильно найденных чисел (красного и черного) всегда должна быть равна 25.

Фиксируется время выполнения задания и количест­во ошибок. Не допускается пропуск цифр или ошибоч­ное их определение. В случае ошибки необходимо воз­вратиться к ошибочно пропущенным или неверно ука­занным цифрам. Время выполнения задания характеризует внимание в целом и его интенсивность, число оши­бок - его сосредоточенность.

            Оценка по времени выполнения задания: менее 2 мин 36 с - "отлично"; 2 мин 36 с - 3 мин 41 с - "хорошо"; 3 мин 42 с - 5 мин 51 с - "удовлетворительно"; 5 мин 52 с -6 мин 56 с - "плохо"; более 6 мин 56 с - "очень плохо". Оценка по числу ошибок:

0 ошибок - "отлично"; 1-2 ошибки - "хорошо"; 3-4 -"удовлетворительно"; 5-6 - "плохо"; более 6 - "очень плохо".

            Расстановка шахмат. Возможно быстрее расставить рассыпанные в беспорядке шахматы. Белые расставлять, начиная с пешек, черные - в обратном порядке. Оцени­вается по времени выполнения задания.

            Тесты для оценки устойчивости концентрирован­ного внимания.

            Бланковая проба "перепутанные линии". На листе бу­маги начерчены 25 перепутанных линий, начинающих­ся слева и заканчивающихся справа. Слева и справа ли­нии пронумерованы от 1 до 25. Задача заключается в про­слеживании на время (с) 5 линий, номера которых зара­нее обусловлены. Задание выполняется в течение 2 мин. Оценка выполнения задания: 5 правильно найденных линий - "отлично", 4 - "хорошо", 3 - "удовлетворитель­но", 2 - "плохо".

            Прыжки со скакалкой. Хорошо усвоенным способом прыгать через скакалку как можно дольше. Оценивает­ся по количеству сделанных прыжков.

            Оценка оперативного мышления.

            Для выявления и оценки оперативного мышления могут с успехом использоваться двигательные тесты, тре­бующие быстрой переработки информации и реализации выбранных решений. Такими тестами являются: бег по сложному закрытому маршруту, преодоление лабирин­та, лабиринтные игры типа игры "15", "Тройка", состав­ление кубика Рубика, игра "Йога" и др. Оценка качества производится по времени выполнения задания с учетом ошибок.

            Оценка эмоциональной устойчивости.

            Оценка эмоциональной устойчивости производится по проявлению внешних эмоций и вегетативных реакций с изменением двигательных функций, результатов слож-

ного и рискованного выполнения двигательного задания: прыжков в воду вниз ногами или головой со стартовой тумбочки и вышки (для женщин - с трех, для мужчин -с пятиметровой вышки) или последовательного выпол­нения сложных по координации движений на низком и высоком гимнастическом бревне (табл.8).

            Оценка инициативности.

            Оценить вашу инициативность лучше всего сможет преподаватель физического воспитания или товарищ по группе по таким критериям: "отлично" - при выполнении задания всегда активно проявляются личный почин, нова­торство, творчество; "хорошо" - личный почин, новаторство, творчество проявляются недостаточно энергично; "удовлетворительно" — при выполнении заданий инициа­тива проявляется далеко не всегда или в слабой степени; "плохо" - задания выполняются скорее без всякого лично­го почина и творчества; "очень плохо" - полностью безыни­циативен.

Таблица 8. Условные оценки внешних проявлений эмоций

Оцен-

ка

Мимика и поведение

Скованность

Тремор

Вазомотор-

ные реакции

Вегетативные

реакции

Отлич

но

Спокоен, мимика уверенности

Координационные

мягкие движения

Тремор

отсутст-

вует

Обычная

Окраска лица

Увеличена

ЧСС до 12 уд/

мин. Дыхание

ровное

Хоро-

шо

Слегка взволнован,

нахмурен лоб, приподняты брови, губы сжаты

Координированные

движения, но с некоторыми заметными усили-

ями

Небольшой

тремор паль-

цев

Слегка   по-

краснел   или

слегка поблед

нел

Увеличена

ЧСС на 12-11

ударов. Дыха

ние учащенное

, ритмичное

Удов-

летво-

рительно

Заметно взволнован,

брови высоко подняты, зубы сжаты, утолки губ могут быть  несколько

опущены, небольшое

нарушение симметрии

мимики

Движения   заметно

напряженные, плечи слегка подняты, отдель-

ные движения иногда сопровождаются всем телом, некоторая не-

уклюжесть

Замет

ный

тремор рук

Заметно по-

краснел   или

побледнел

Увеличени

ЧСС на 24 уда

ра.    Дыхание

учащенное, не

ритмичное

Плохо

Сильно взволнован, зубы сжаты, желваки

на щеках, рот неестественно открыт (иногда

с оскалом зубов)

Заметная    скован-

ность, движения резкие, несоразмерные уси

лия, движения рук, как правило,          сопровождаются движениями

всего тела

Тремор рук

Покрылся

пятнами

Увеличение

ЧСС на 30-32

удара.   Резкое

учащение дыха

ния   с   сокра

щением   фазы

выдоха

Очень

плохо

Очень напряжен, ос-

кал зубов, губы вытяну-

ты вперед трубкой или

сосательные движения

Сильно скован, явная

раскоординирован

ность

Тремор

рук, ног и на

лице

Покрылся

сильными пятнами

Удваивание

ЧСС

            Определение решительности и смелости.

            Выбор карточки (или билета на экзамене) с требова­нием выполнения сложного двигательного задания, фи­зическим упражнением, связанного с затратами времен-и на его исполнение;

  • прыжок с одного препятствия на другое, стоящее от первого на расстоянии меньше максимально возможно­го прыжка на полу на 20-30 см;
  • падение спиной, сохраняя прямое положение корпу­са, с площадки высотой 150 см на руки страхующих;
  • прыжок толчком двумя ногами вверх с площадки 50 х 50 см, которая постепенно поднимается над полом на 1,5 м.

            В первых двух тестах решительность измеряется вре­менем (с) от команды до начала действия. В третьем, четвертом тестах - мерой смелости служит степень уменьшения высоты прыжка с увеличением высоты площадки. Чем меньше разница, тем больше проявле­ние смелости.

            Смелость может определяться также с помощью само­оценки поведения при выполнении новых, достаточно сложных, с элементами опасности, упражнений. "Отлич­но" - упражнение выполнил без колебания и страха; "хо­рошо" - проявил некоторую нерешительность; "удовлетворительно" - сильно колебался прежде чем выполнить упражнение; "плохо" - не смог выполнить упражнение без специальных мер; "очень плохо" - полный паралич воли при выполнении задания.

            Одним из наиболее простых и эффективных приемов оценки смелости (и эмоциональной устойчивости) яв­ляется поочередное выполнение физических упражне­ний на гимнастических бревнах разной высоты. Вна­чале нужно пройти вперед и назад (спиной вперед) по бревну, расположенному очень низко над землей, вы­полняя упражнение на координацию движений (одно движение на каждый шаг), затем повторить то же уп­ражнение на бревне высотой 1,5 м (при надлежащей страховке).

            По общепринятым правилам судейства гимнастиче­ских упражнений вначале выставляется оценка при движении по низкому бревну, а затем по высокому. Осо­бое внимание обращается на движение спиной вперед. Если обследуемый сохраняет точность, координированность движений на высоком бревне, как на низком, дей­ствует смело, уверенно, ему выставляется оценка "от­лично"; при некоторой неуверенности, 1-2 ошибках -"хорошо"; при проявлении робости. 2-4 ошибках -"удовлетворительно"; при проявлении робости, веду­щей к искажению формы упражнения (5 ошибках и бо­лее), - "неудовлетворительно"; полное невыполнение упражнения, падение, отказ от движения спиной впе­ред -"очень плохо".

            Выявление и оценка стойкости.

            Оценка стойкости производится по результатам преодо­ления на время длинной дистанции, возможно большего расстояния в затрудненных условиях или выполнения сложного нагрузочного двигательного задания после стан­дартной средней или большой физической нагрузки.

            Примерные тесты: длительный бег по шоссе на 10, 20, 30 км; ходьба или бег в течение 1-2 час; складывание кубика Рубика; выполнение Гарвардского степ-теста по­сле 30 глубоких приседаний за 30 с.

            Оценка качества: "отлично" - испытуемый выпол­няет задание в полную меру своих возможностей, ни­когда не жалуется на трудности; "хорошо" - способен переносить значительные трудности на протяжении выполнения почти всего задания; "удовлетворительно" - испытуемый может переносить только средние труд­ности; "плохо" - переносит лишь небольшие трудно­сти; "очень плохо" - испытуемый не может переносить даже небольшие трудности, сразу бросает выполнять упражнение.

Вопросы для повторения:

1. Назовите уровни физической подго­товки.

2. Назовите социально значимые физи­ческие качества.

3. Назовите социально значимые пси­хические качества.

4. Назовите координационные способ­ности, проявляемые в спортивных играх.

5. Назовите вид спорта, которому соот­ветствуют перечисленные ниже коорди­национные способности: способность к ритму, точность оценки параметров движения, хореографические способно­сти, способности к равновесию, к вос­приятию пространственно-временных отношений.

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите по возможности свою физическую и психическую готовность.