Тема 22: Основные требования к организации и методике проведения занятий.






Тема 22: Основные требования к организации и методике проведения занятий.

Ключевые слова: санитарно-гигиеническое обеспечение, материаль­но-техническое обеспечение, методы организации де­ятельности, дозирование физической нагрузки.

            Результативность занятий физическими упражнени­ями зависит от многих факторов: рациональных методов организации деятельности занимающихся, продуктив­ного использования имеющегося оборудования, инвен­таря и технических средств обучения с учетом специфи­ки места проведения занятия (спортивный зал, при­школьная спортивная площадка, стадион, парк, ровная или пересеченная местность), температурных условий, подготовленности школьников, их возрастных и инди­видуальных особенностей.

            Организационное обеспечение занятия предусматри­вает:

• создание санитарно-гигиенических условий;

• материально-техническое обеспечение;

• выбор способа (метода) организации деятельности за­нимающихся на уроке, который позволит наилучшим образом выполнить поставленные задачи.

            Санитарно-гигиеническое обеспечение условий для проведения занятия. Создание санитарно-гигиеничес­ких условий предусматривает весь комплекс меропри­ятий, обеспечивающих оздоровительный эффект от за­нятий физическими упражнениями. Они должны стро­го соответствовать установленным санитарно-гигиени­ческим нормам.

            Материально-техническое обеспечение занятия. Предусматривает обеспечение учебно-воспитательного процесса таким количеством оборудования, инвентаря и мест выполнения учебных заданий, которое гарантиро­вало бы полноценное решение всего комплекса задач. За последние годы спортивные залы и площадки оснащаются нестандартным многопропускным оборудованием, различными устройствами и тренажерами. Их исполь­зование значительно повышает плотность занятий, спо­собствует результативности занятий.

            Методы организации деятельности занимающихся в практике физического воспитания:

            Фронтальный метод. Характеризуется выполнением всеми занимающимися одного и того же задания, неза­висимо от форм построения (в колоннах, нескольких шеренгах, в круг).

            Групповой метод. Предусматривает одновременное выполнение несколькими группами разных заданий пре­подавателя. Разделение занимающихся на группы и определение содержания заданий для каждой осуществ­ляется с учетом пола, уровня подготовленности и другим признакам (например, по росто-весовым показателям на уроках баскетбола, борьбы).

            Индивидуальный метод. Заключается в том, что за­нимающиеся выполняют индивидуальные задания само­стоятельно. Предназначен для занимающихся, отлича­ющихся от основного состава по своей подготовленнос­ти, особенностям и способностям, в том числе по состоя­нию здоровья.

            Круговой метод. Предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий (упражне­ний) на специально подготовленных местах ("станци­ях"), как правило, расположенных по периметру зала или спортивной площадки. Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений ("станций"). На каждой "станции" вы­полняется один вид упражнений или двигательных дей­ствий, при этом состав подбирается с расчетом на комплексное развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. Весь "круг" проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между "станциями".

            В структуре занятий физическими упражнениями выделяют три функционально связанные составные ча­сти: подготовительную, основную, заключительную.

            В содержание подготовительной части входят: 1) начальная организация занимающихся (построение, сообщение задач занятия, строевые упражнения, упраж­нения на внимание); 2) различные варианты ходьбы, бега; 3) общеразвивающие и подготовительные упраж­нения (выполняемые на месте, в движении, без предме­тов, с предметами).

            При выполнении общеразвивающих упражнений при­меняются разнообразные способы их проведения: выпол­нение упражнений в парах; выполнение упражнений с предметами (гимнастическими палками, скакалками, набивными мячами, с гимнастической скамейкой, на гимнастической стенке и т.д.); выполнение упражнений в движении.

            В содержание основной части занятия входит: 1) ра­зучивание новых двигательных действий; 2) закрепле­ние и совершенствование ранее усвоенных двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; 3) развитие физических ка­честв; 4) воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств; 5) формирование специальных зна­ний.

            Для становления навыков в процессе обучения необ­ходимо выполнять правильные движения с повторени­ем не менее 8-10 раз, а при закреплении уже изученного движения - в пределах 20-30 раз. Многократное повто­рение упражнений необходимо для создания навыков. Нередко оно вызывает утомление, потерю интереса к выполнению двигательного действия, что отражает ре­акцию организма на однообразно повторяющийся ха­рактер учебно-практической деятельности.

            Ни одно занятие не проходит без включения в него спе­циальных упражнений, способствующих развитию тех или иных физических качеств. При выборе упражнений, активно воздействующих на то или иное физическое ка­чество, необходимо придерживаться следующих рекомен­даций:

1.  Для достижения результатов в развитии быстро­ты подбираются упражнения, требующие быстрых пе­ремещений, скорости действий, частоты движений. Та­кими упражнениями являются старты из различных исходных   положений, бег на короткие дистанции, "челночный бег", прыжки через скакалку.  Их лучше применять в начале основной части занятия, когда организм еще не утомлен.

2.  Для развития силы типичными являются упражне­ния общеразвивающего характера без предметов и с пред­метами (лазанье по вертикальному канату, подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнения на гимнастических снарядах, использование гантелей, тре­нажеров, различные виды единоборств и т.д.).

3.   Для развития выносливости применяются специ­альные упражнения, увеличивается плотность и интен­сивность занятий. Особенно эффективны бег на средние дистанции,   кроссы, бег на лыжах, подвижные игры и спортивные игры. Для младших школьников в основном применяется бег в медленном, равномерном темпе ( 2-3 м/с), а также равномерный бег в сочетании с ходьбой и комплексами общеразвивающих упражнений. В среднем и старшем школьном возрасте используется равномер­ный бег продолжительностью 8-25 мин,  повторный бег на отрезках 200-800 м и др. В основной части занятия уп­ражнения на выносливость целесообразно выполнять пос­ледними.

4.   Развитию координации движений способствуют одноименные и разноименные упражнения руками и но-

гами, гимнастические и акробатические упражнения, раз­личные упражнения с предметами и с использованием нестандартного оборудования и др.

5. Для развития вестибулярной устойчивости надо чаще применять упражнения на равновесие.

Дозирование физических нагрузок на занятии.

            Физическая нагрузка - это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся.

            Доза нагрузки - это определенная ее величина, измеря­емая объемом и интенсивностью. Дозировать нагрузку — значит строго регламентировать ее объем и интенсивность.

            Объем нагрузки определяется количеством выпол­ненных упражнений, затратами времени на занятия, километражем преодоленного расстояния (дистан­ции) и др.

            Интенсивность нагрузки характеризуется показа­телями темпа и скорости движений, ускорения, вели­чиной частоты сердечных сокращений и др.

            Соотношение между ними при выполнении физичес­ких упражнений характеризуется обратно пропорцио­нальной зависимостью: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность, и наоборот. По характеру мы­шечной работы нагрузки могут быть стандартными и пе­ременными.

            Воздействие нагрузки проявляется в реакции орга­низма на выполненную работу. Ее показателями яв­ляется не только частота сердечных сокращений, но и внешние признаки утомления занимающихся (окра­ска кожи, потливость, дыхание, внимание, самочув­ствие и др.).

            При дозировании нагрузок учитываются законо­мерности адаптации организма к воздействию физи­ческих упражнений, развития тренированности. Ис­ходя из этого сформулированы и обоснованы следую­щие методические положения: адекватность нагру­зок (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма); постепенность повыше­ния нагрузок (обеспечивающее развитие функцио­нальных возможностей и адаптацию к ним); систе­матичность нагрузок (их последовательность и ре­гулярность).

            Для обеспечения тренирующего эффекта физичес­кие нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по объему, интенсивности, ин­тервалам отдыха. Недостаточные нагрузки малоэф­фективны для развития тренированности; чрезмерные - наносят вред организму. Если нагрузка длительное время не меняется, то ее воздействие становится при­вычным и перестает оказывать развивающее воздей­ствие. Поэтому постепенное увеличение физической нагрузки является необходимым требованием разви­тия тренированности.

            Наиболее информативным, объективным и широ­ко используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величи­на частоты сердечных сокращений (ЧСС). При дози­ровании нагрузок, в целях повышения функциональ­ных возможностей сердечно-сосудистой системы, ве­личина их по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин (при этом   наблюдается   максимальный ударный объем сердца). Она соответствует порогу тренирующей нагрузки. В оздоровительных целях оп­тимальный диапазон нагрузок в занятиях должен со­ставлять от 130 до 170 уд/мин. В занятиях учащихся подросткового и старшего возраста этот эффект до­стигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности (с помощью по­движных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.).

            Строгое регулирование физических нагрузок и че­редование их с отдыхом обеспечивает направленное воз­действие физических упражнений на функциональную активность органов и структур организма занимаю­щихся.

            Регулирование параметров нагрузки на занятиях до­стигается разнообразными способами и методическими приемами. Наиболее эффективными и доступными при­емами являются:

- изменение количества повторений одного и того же упражнения;

- изменение суммарного количества упражнений;

-  изменение скорости выполнения одного и того же упражнения;

- увеличение или уменьшение амплитуды движений;

- варьирование величин внешних отягощений;

- выполнение упражнений в усложненных или облег­ченных условиях (например, бег в горку и бег под горку или бег по дорожке стадиона и бег по песку и т.д.);

- изменение исходных положений (например, выпры­гивания вверх из полуприседа и приседа, сгибание и раз­гибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т.д.);

- изменение длины дистанций в беге, плавании, лы­жах;

- проведение занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх);

- варьирование применяемых методов (равномерный, игровой, соревновательный и др.);

-  увеличение   или   уменьшение времени (интерва­лов) и характера отдыха между выполнением упраж­нений.

            Заключительная часть занятия направлена на вос­становление организма после выполнения упражнений в основной части. Как правило, это упражнения на рас­слабление и дыхание.

Вопросы для повторения:

1. Назовите методы организации дея­тельности занимающихся на занятиях физическими упражнениями.

2. Из каких трех частей состоит струк­тура занятия?

3. Что понимается под объемом нагруз­ки?

4. Какие показатели характеризуют интенсивность нагрузки?

5. Как соотносятся объем и интенсив­ность нагрузки?

Задания для самостоятельной работы:

1. Разработайте и запишите в рабочую тетрадь комплексы физических упраж­нений для отдельных частей урока: подготовительной, основной и заключи­тельной.