Тема 21: Основы интегральной подготовки.






Тема 21: Основы интегральной подготовки.

Ключевые слова: интегральная подготовка, комплексное проявление интегральной подготовки, методические приемы.

            Интегральная подготовка - это процесс объединения всех видов подготовки спортсмена в единую систему для реализации стратегических задач индивидуальной или командной спортивной борьбы. Она направлена на коор­динацию и реализацию в соревновательной деятельнос­ти различных сторон подготовленности - технической, физической, тактической и психологической. Каждая из них предусматривает применение узконаправленных средств и методов. Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных уп­ражнениях (например, толкание ядра с места, прыжок в длину с укороченного разбега, учебный бой в фехтова­нии), часто не могут проявиться в полной мере в соревно­вательных упражнениях (в избранном виде спорта) (1 Для  самостоятельного изучения рекомендуем работы Озолина Н.Г., Ляха В.И.).

            Интегральная подготовка предусматривает: 1) це­ленаправленную работу над совершенствованием отдель­ных качеств или сторон подготовленности; 2) обеспече­ние слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности. В результате все, что было раздельно приобретено спортс­меном в процессе воспитания отдельных качеств, форми­рования двигательных действий и т.п., проявляется це­лостно: в беге, прыжке, в том или ином виде спортивных единоборств, игр и др. Только целостное, многократное выполнение соревновательного упражнения обеспечива­ет развитие и совершенствование всех систем организ­ма, всех компонентов подготовленности в строгом соот­ветствии с его требованиями.

            Основным средством интегральной подготовки явля­ется выполнение соревновательных упражнений избранного вида спорта в условиях соревнований различного уровня. Например, в спортивных играх, чтобы играть хо­рошо, команда должна играть много. Никакие специаль­ные и дополнительные упражнения на технику, силу, бы­строту и т.п. не могут заменить учебно-тренировочных и соревновательных игр. Только в играх полностью рас­крываются все возможности спортсменов, налаживаются и закрепляется взаимосвязь и взаимопонимание между ними, совершенствуется технико-тактическое мастерст­во, моральная, волевая и специальная психическая под­готовленность игроков.

            В задачу проведения учебно-тренировочных игр, мак­симально приближенных к официальным соревнователь­ным, входят закрепление технико-тактических дейст­вий, разученных ранее в индивидуальных, групповых и командных упражнениях, воссоздание условий соревно­вательной борьбы, моделирование встреч с предстоящим противником, подготовка запасных игроков для игры в основном составе.

            Очень эффективны соревнования команд, составлен­ных из трех или двух игроков. Наибольшей же интенсив­ности и напряженности достигают соревнования, когда команда с меньшим численным составом играет против команды, укомплектованной большим числом игроков (при одинаковой квалификации и подготовленности).

            Одной из задач интегральной подготовки в спортив­ных играх является проведение учебно-тренировочных игр полными составами с моделированием стиля тактических способов и средств ведения игры команды, с кото­рой предстоит встреча. Решают ее следующим образом. На основании предварительной информации, полученной при непосредственных наблюдениях или с помощью фото-, кино-, видеоматериалов, выявляют основные тактические действия и стиль ведения игры команды противника. При этом определяют эффективные такти­ческие комбинации, применяемые командой, наиболее сильно играющих в нападении спортсменов, их манеру атаковать, излюбленные способы и направления ударов, сильные звенья блокирующих пар игроков. Выявляют и слабые стороны в игре команды противника: наиболее уязвимые зоны площадки (при определенных расстанов­ках игроков), менее сильные блокирующие игроки, во­лейболисты, допускающие ошибки в приеме мяча с по­дачи, и т. д. Учитываются также излюбленный темп ве­дения игры команды, ее боеспособность в решающие мо­менты встречи и волевые качества отдельных игроков.

            Менее остро проблема интегральной подготовки пред­ставлена в видах спорта циклического характера, арсе­нал технических приемов и тактических действий в ко­торых ограничен, а тренировочная работа (подавляющий ее объем) максимально приближена по форме, структу­ре, особенностям функционирования систем организма к соревновательной.

            В таких видах спорта, как гимнастика, акробатика, единоборства, многообразие и сложность технических приемов обусловливают необходимость комплексного решения задач физической, технической и волевой подго­товки, выполнения больших объемов тренировочной ра­боты как аналитического (совершенствование отдельных приемов и действий, локальных качеств и способностей), так и интегрального характера. Умение их реализовать в сложных условиях соревновательной борьбы требует специального и целенаправленного их совершенствования в условиях именно интегральной подготовки.

            Значительная роль в решении задач интегральной под­готовки отводится упражнениям специально-подготови­тельного характера, максимально приближенным по структуре и особенностям деятельности функцио­нальных систем организма к соревновательным.

            На учебно-тренировочных занятиях необходимо сис­тематически моделировать действие сбивающих факто­ров. Это достигается выполнением технико-тактических действий на фоне утомления. Например, волейболисты после напряженной тренировки в защите выполняют серию нападающих ударов, а затем вновь переходят к упражнениям по совершенствованию защитных действий.

            С целью повышения эффективности интегральной подготовки применяются методические приемы, упро­щающие, усложняющие или интенсифицирующие со­ревновательную деятельность:

- облегчение условий за счет применения различных моделирующих устройств, уменьшения количества иг­роков на площадке, организации соревнований с более слабыми или "удобными" соперниками, принудительное лидирование или гонки за лидером и др.;

- усложнение условий за счет ограничения размеров площадки, ринга или ковра, проведения соревнований в неблагоприятных климатических условиях, с более сильным или "неудобным" противником и др.;

-  интенсификация соревновательной деятельности посредством увеличения размеров поля или площадки, уменьшения времени владения мячом, увеличения про­должительности соревновательной деятельности, утя­желения снарядов и др.

            В системе многолетних занятий спортом, в структуре годичного цикла тренировки объем средств интеграль­ного воздействия увеличивается по мере приближения спортсмена к периоду активных выступлений в соревнованиях - на этапе максимальной реализации ин­дивидуальных возможностей. Однако это не означает, что средства интегральной подготовки не находят при­менения в других периодах и на других этапах совершен­ствования спортсмена, что позволяет увязывать возрас­тающий функциональный потенциал спортсмена с реаль­ными требованиями успешного выполнения соревно­вательной деятельности.

Вопросы для повторения:

1. Что понимается под понятием "инте­гральная подготовка" спортсмена?

2. Что является основным средством интегральной подготовки?

3. Какие методические приемы исполь­зуются для повышения эффективности интегральной подготовки?

4. На каком этапе в системе многолет­них занятий спортом интегральная подготовка имеет наиболее важное значение?

5. В каком периоде годичного цикла тренировки интегральная подготовка имеет доминирующее значение?

Задания для самостоятельной работы:

1. Разработайте тренировочное занятие, в котором его содержание в основном было бы направлено на решение задач интегральной подготовки:

- задачи;

- состав средств;

- методы;

- ожидаемые результаты.