Тема 20: Основы тактической подготовки.






Тема 20: Основы тактической подготовки.

Ключевые слова: тактическая подготовка, задачи тактической подго­товки, тактические упражнения, специфические за­дачи тактической подготовки.

            Под тактической подготовкой понимается процесс изучения и совершенствования приемов и способов ве­дения соревновательной борьбы, а также развитие так­тического мышления в системе многолетних занятий спортом. Ее результатом является тактическая подготов­ленность. Она тесно связана с использованием разнооб­разных технических приемов и способов их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратаку­ющей тактики и ее формами (индивидуальной, группо­вой или командной) (1 Для самостоятельного изучения рекомендуем работы Стамбуло-вой Н.Б., Озолина Н.Г. и др.)

            В основе тактической подготовленности лежит спор­тивно-тактическое мастерство. Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Базу спортивно-тактического мастер­ства составляют тактические знания, практические уме­ния и навыки ведения соревновательной борьбы и каче­ство тактического мышления.

            Под тактическими знаниями спортсмена подразуме­ваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта. Так­тические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с фор­мированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Основные компо­ненты его выражаются в способности быстро восприни­мать, оценивать, выделять и перерабатывать информа­цию, существенную для решения тактических задач в со­стязании, предвидеть действия соперника и исход сорев-

новательных ситуаций, а главное - кратчайшим путем находить из нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью ведет к успеху.

            К задачам тактической подготовки относят:

• приобретение теоретических знаний в области спор­тивной тактики;

  формирование умений и навыков тактических дей­ствий;

• совершенствование в гибкости использования так­тики;

• развитие способности быстро переключаться с од­них действий на другие;

• составление тактической схемы ведения соревнова­тельной борьбы;

  моделирование выбранного способа соревнователь­ной деятельности в тренировочном процессе;

• формирование тактического мышления.

            В зависимости от этапов подготовки спортсменов ре­шаются различные задачи. В тех случаях, когда возник­ла необходимость совершенствования наработанных уме­ний и навыков в тактических действиях, используют сле­дующие приемы:

• выполнение упражнений в облегченных условиях;

• выполнение упражнений в усложненных условиях;

  выполнение упражнений в условиях, максимально приближенных к соревновательной деятельности.

            Тактические упражнения в облегченных условиях тренировочной деятельности необходимы при форми­ровании новых сложных умений и навыков или преоб­разовании сформированных ранее. Чаще это достигается путем упрощения разучиваемых форм тактики, расчле­нения их на менее сложные операции (с выделением, на­пример, действий атакующей или оборонительной так­тики в спортивных играх, позиционной борьбы на дис­танции и т.п.).

            Тактические упражнения в усложненных условиях тренировочной деятельности используются для обеспе­чения надежности разучиваемых форм и стимулирова­ния развития тактических способностей.

            К числу общих методических подходов выполнения таких упражнений относят:

 - подходы, связанные с введением дополнительных тактических противодействий со стороны "противника". Спортсмен (команда) при этом оказывается перед необ­ходимостью, решая тактические задачи, преодолевать более сильное противодействие, чем в условиях соревно­ваний;

- подходы, связанные с ограничением пространствен­ных и временных условий действия;

-  подходы, связанные с повышением требований к вариативности тактики;

- подходы, связанные с ограничением числа попыток, предоставляемых для достижения соревновательной цели.

            Тактические упражнения в условиях, максимально приближенных к предстоящей соревновательной дея­тельности, широко используются на этапе непосредст­венной подготовки к ответственным соревнованиям. С их помощью моделируются целостные формы тактики, ко­торые будут использоваться в данном состязании. Цель моделирования состоит в апробировании выработанно­го тактического замысла и плана в условиях, как можно больше совпадающих с условиями предстоящего сорев­нования.

            Особенности тактики и тактической подготовки в различных видах спорта.

            Тактика соревновательной деятельности в различных видах спорта проявляется по-разному,   поэтому тактическая подготовка должна строиться с учетом тех особен­ностей, которые присущи этим видам спорта.

            Все виды спорта можно подразделить на 5 групп, в которых тактическая подготовка решает свои специфи­ческие задачи.

            1-я группа объединяет сложнокоординированные виды: спортивная и художественная гимнастика, фигур­ное катание, акробатика, фристайл и др. Здесь соревно­вательная деятельность характеризуется тем, что спорт­смены выступают в соревнованиях без непосредственно­го контакта друг с другом. Особенность соревновательной деятельности состоит в создании у спортсмена преиму­щественной концентрации сознания на самом процессе исполнения соревновательного действия. В силу относи­тельного постоянства условий в этих видах спорта отме­чается высокая стабильность технических способов вы­полнения действий.

            Тактика в этих видах спорта сводится к изменению технических приемов, элементов спортивного упражне­ния, их соединений, нахождению средств большей выра­зительности движений.

            Тактическая подготовка направлена на приобретение приемов соревновательной деятельности и формирование знаний о правилах соревнований. Так, например, по ходу соревнований, если в этом есть необходимость, исключа­ются элементы, могущие привести к срыву; осуществляется показ своих возможностей на разминке; производит­ся впечатление на судей или наоборот и т.п.

            2-я группа объединяет виды спорта циклического и продолжительного характера (бег, лыжные гонки на длинные дистанции и др.). Соревновательная деятель­ность в них характеризуется тем, что участники соревнований выступают индивидуально, в группах или командах. Возможен достаточно тесный контакт между соперниками и взаимодействие между партнерами по команде. Выступления в соревнованиях требуют от спортсмена вдумчивости, наблюдения за противником, проявления выдержки и самообладания, принятия ре­шений с учетом складывающейся на дистанции ситуа­ции.

            Различают девять вариантов тактики бега по дистан­ции:

- скорость передвижения по дистанции практически неизменна от старта до финиша;

- скорость  передвижения  по дистанции  постепен­но или скачками уменьшается на протяжении всей дис­танции, за исключением старта;

- скорость передвижения по дистанции неоднократ­но увеличивается и уменьшается;

- скорость выше средней в начале и в конце дистан­ции и ниже средней в середине дистанции;

- скорость постепенно или скачками увеличивается на протяжении всей дистанции;

- скорость постоянна на первой половине дистанции, затем постепенно снижается вплоть до финиша;

- скорость превышает среднедистанционную в нача­ле дистанции, затем снижается и остается неизменной до финиша;

- после короткого стартового разгона скорость умень­шается на протяжении почти всей дистанции, затем уве­личивается в конце;

- скорость постоянна в начале и середине дистанции, затем снижается и остается неизменной до финиша.

            Тактическая подготовка в этих видах спорта сводит­ся к разработке предварительных проектов тактики ве­дения соревновательной борьбы на дистанции, с после­дующей их отработкой и реализацией, сначала - в усло­виях тренировочного процесса, а в последствии - в усло­виях, приближенных к соревнованиям.

            3-я группа представлена циклическими видами спор­та (например, спринтерские дистанции в беге, плавании и др.). В тактическом плане они характеризуются тем, что взаимодействие между партнерами возможно толь­ко в эстафетных соревнованиях. Контакт между про­тивниками исключен. Тактика сводится к определению поведения на старте, к распределению усилий в предва­рительных и финальных соревнованиях.

            Тактическая подготовка в этих видах спорта сведена к минимуму.

            4-я группа объединяет легкоатлетические прыжки и метания, тяжелую атлетику и др. Противники оказыва­ют косвенное воздействие друг на друга.

            Средством взаимовлияния оказываются главным об­разом результаты, показываемые участниками в ходе соревновательной борьбы. Тактическая подготовка здесь также сведена к минимуму.

            5-я группа представлена спортивными играми и еди­ноборствами. В этих видах спорта тактика играет доми­нирующую роль и, по существу, определяет все разделы подготовки спортсмена. Хорошо продуманная тактика ве­дения соревновательной борьбы подчас может принести победу над соперником, технически и физически лучше подготовленным.

            Тактическая подготовка в этих видах спорта решает следующие задачи:

- приобретение знаний тактики нападения, защиты, жесткого прессинга и др.;

- формирование умений и навыков командной, груп­повой и индивидуальной тактики ведения соревнователь­ной борьбы;

- изучение тактических действий, связок и комбина­ций;

- целостное проигрывание различных схем тактики в усложненных условиях и модельных формах соревнова­тельной деятельности.

            6-я группа охватывает многоборья: легкоатлетическое десятиборье, шестиборье, современное пятиборье, лыж­ное двоеборье и др. Тактика соревновательной деятель­ности и тактическая подготовка в них строятся с учетом особенностей тех видов спорта, которые входят в данное многоборье.

Вопросы для повторения:

1. Что лежит в основе спортивно-такти­ческого мастерства?

2. Перечислите задачи спортивно-тактической подготовки?

3. Какие приемы используются для совершенствования спортивно-такти­ческого мастерства?

4. С какой целью используются такти­ческие упражнения, максимально приближенные к условиям предстоя­щей соревновательной деятельности?

5. На какие группы подразделяются все виды спорта, в которых тактика имеет свои специфические особеннос­ти?

Задания для самостоятельной работы:

1. Перечислите состав средств, необхо­димых для совершенствования такти­ки на этапе непосредственной подготов­ки к конкретным соревнованиям.

2. В рабочей тетради составьте тактиче­ский план выступления в конкретных соревнованиях.