Тема 19: Основы технической подготовки.






Тема 19: Основы технической подготовки.

Ключевые слова: техническая подготовка, общая техническая подго­товка, специальная техническая подготовка, эффек­тивность техники, стабильность техники, вариа­тивность техники, экономичность техники, этапы технической подготовки.

            Техническая подготовка представляет собой процесс управления формированием знаний, двигательных уме­ний и навыков, необходимых для успешных состязаний в избранном виде спорта. Ее основная задача - обучение основам техники соревновательных действий и доведение их до высокой степени совершенства (1 Для самостоятельного изучения рекомендуем работы Бойко В. В., Ляха В.И. и др.).

            Различают общую и специальную техническую под­готовку. Общая техническая подготовка направлена на освоение разнообразных двигательных умений и навы­ков, являющихся предпосылкой для формирования тех­ники в избранном виде спорта. Специальная техниче­ская подготовка направлена на освоение специальных знаний и формирование навыков основных соревнова­тельных упражнений, а также системы подводящих уп­ражнений, позволяющих изучать сложные формы сорев­новательных действий.

            Техническую подготовку нельзя рассматривать изоли­рованно. Она тесно взаимосвязана с физическими, пси­хическими, тактическими возможностями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в ко­торой выполняется спортивное действие. Чем большим количеством технических приемов и действий владеет за­нимающийся, тем в большей мере он подготовлен к ре­шению сложных тактических задач, возникающих в про­цессе соревновательной борьбы.

            Техническая подготовленность занимающегося во многом определяется конечной целью, на достижение которой направлено соответствующее двигательное дей­ствие. Эта цель не совпадает в различных видах спорта. Так, спортивная техника в скоростно-силовых видах спорта связана с созданием предпосылок развития мак­симальных показателей мощности и с эффективным ис­пользованием для этого функциональных резервов, вне­шних сил и инерции. Техническое совершенствование в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости, требует высокой эффективности стан­дартных, многократно повторяющихся движений, осо­бенно их экономичности. В сложнокоординационных видах спорта (спортивная и художественная гимнасти­ка, прыжки в воду, фигурное катание, синхронное пла­вание и др.) техническая подготовленность определяет­ся сложностью и красотой движений, их выразитель­ностью и точностью, так как именно эти характеристи­ки определяют уровень спортивного результата. Техни­ческая оснащенность в спортивных играх и еди­ноборствах связана как с широтой технического арсена­ла, так и с умением выбирать и реализовывать наиболее эффективные двигательные действия в вариативных си­туациях при остром дефиците времени.

            В процессе спортивно-технической подготовки техни­ка спортсмена должна отвечать требованиям эффектив­ности, стабильности, вариативности, экономичности.

            Эффективность техники определяется ее соответст­вием решаемым задачам и высоким конечным результа­том, соответствием уровню физической, психической подготовленности.

            Стабильность техники связана с ее помехоустойчиво­стью, независимостью от условий и функционального со­стояния спортсмена. Современная тренировочная и особен-

но соревновательная деятельность характеризуются боль­шим количеством сбивающих факторов. К ним относятся активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, место сорев­нований, оборудования, недоброжелательное поведение бо­лельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в этих сложных услови­ях является основным показателем стабильности и во мно­гом определяет уровень технической подготовленности в целом.

            Вариативность техники определяется способностью занимающегося к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях со­ревновательной борьбы к успеху не приводят. Например, в циклических видах спорта стремление сохранить ста­бильные характеристики движений до конца дистанции может привести к снижению скорости. Вместе с тем воз­мещающие возможности спортивной техники, вызван­ные нарастающим утомлением, позволяют сохранить или несколько увеличить скорость на финише.

            Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острым лимитом времени для выполнения двигательных действий, активным противодействием соперников и т.п. (единоборства, игры, парусный спорт и др.).

            Экономичность техники характеризуется рациональ­ным использованием энергетических возможностей спорт­смена при выполнении приемов и действий, целе­сообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается мини­мальными энергозатратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена. Применение та­ких вариантов техники позволяет повысить эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.

            В спортивных играх, единоборствах, сложнокоорди-национных видах спорта важным показателем эконо­мичности является способность спортсменов к выполне­нию эффективных действий при их небольшой ампли­туде и минимальном времени, необходимом для вы­полнения.

            Этапы технической подготовки. Освоение новых форм и вариантов техники, их закрепление и совершен­ствование происходят в зависимости от закономерностей приобретения, сохранения и дальнейшего развития спор­тивной формы в рамках больших циклов тренировки (го­дичных или полугодичных). В каждом годичном цикле можно выделить три этапа технической подготовки.

Первый этап совпадает с первой половиной подгото­вительного периода (общеподготовительный этап) боль­ших тренировочных циклов, когда вся подготовка спорт­смена подчинена необходимости становления спортив­ной формы. Это этап создания модели новой техники со­ревновательных движений (ее практического освоения, разучивания отдельных элементов, входящих в состав со­ревновательных действий) и формирования их общей координационной основы.

            На этом этапе при формировании новой техники со­ревновательных действий преобладают методы разучи­вания упражнения в целом и по частям. Целостное со­ревновательное действие осваивают как бы в расчле­ненном виде, выделяя его фазы, с последующим объеди­нением частей в целое. Исключение составляют виды спорта циклического характера, где естественная слит­ность движения не позволяет расчленять его на отдель­ные части. Здесь отдается предпочтение методам целос­тного упражнения.

            На втором этапе техническая подготовка направле­на на углубленное освоение и закрепление целостных соревновательных действий как компонентов спортив­ной формы. Он охватывает значительную часть второй половины подготовительного периода (специально-под­готовительного этапа) больших тренировочных циклов.

            На третьем этапе техническая подготовка utj. в рамках непосредственной предсоревновательной подго­товки и направлена на совершенствование приобретен­ных навыков, моделирование соревновательных про­грамм, увеличение диапазона их целесообразной вариа­тивности и «степени» надежности, применительно к ус­ловиям соревнований. Этот этап начинается с завер­шающей части подготовительного периода и распростра­няется на соревновательный период.

            По мере завершения подготовительного периода в тех­нической подготовке спортсмена усиливаются тенден­ции, ведущие к стабилизации навыков соревновательных действий и достижению их вариативности. Эти тенден­ции предполагают противоположные и вместе с тем взаимосвязанные методические подходы. Сначала ре­шаются задачи уточнения и относительного закрепления технических характеристик соревновательных действий, а затем задачи обеспечения необходимой вариативности и высокой надежности техники действий применитель­но к специфическим условиям соревнований.

Вопросы для повторения:

1. Что собой представляет техническая подготовка спортсмена?

2. Какие виды технической подготовки различают?

3. Что является результатом техничес­кой подготовки?

4. Что понимается под стабильностью техники?

5. Сколько этапов технической подго­товки выделяют в годичном цикле тренировки? Назовите их.

Задания для самостоятельной работы:

1. В рабочей тетради перечислите задачи спортивно-технической подготовки на общеподготовительном этапе спортивной тренировки (по своей специализации).

2. По каким показателям определяете Вы свою техническую подготовленность?