РАЗДЕЛ III ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема 17: Основные направления и формы физической культуры.




Тема 17: Основные направления и формы физической культуры.

Ключевые слова: базовая физическая культура, спорт, профессиональ­но-прикладная физическая культура, оздоровительно-реабилитационная физическая культура, "фоновые" виды физической культуры.

Физическая культура - сложное многофункциональ­ное явление. Она состоит из органически взаимосвязан­ных частей, каждая из которых имеет свои цель, задачи, функции. К таким компонентам относят: базовую физи­ческую культуру, спорт, профессионально-прикладную физическую культуру, оздоровительно-реабилитацион­ную физическую культуру, фоновую физическую куль­туру. Каждый из этих компонентов представлен еще и своими разновидностями. Такое многообразие форм и компонентов физической культуры обусловлено законо­мерностями функционирования и развития физической культуры в обществе.

Базовая физическая культура. К ней прежде всего относят физическую культуру, представленную как учеб­ный предмет в общеобразовательных школах, ПТУ, тех­никумах и других учебно-воспитательных учреждениях. Она отражает объективную необходимость общества в планомерном и целенаправленном физическом образова­нии и подготовке подрастающего поколения к практиче­ской жизнедеятельности. Другой ее разновидностью яв­ляется физическая культура, представленная в жизни взрослого населения (см. рис. 8).

Основным результатом использования базовой физи­ческой культуры в общей системе образования и воспи­тания является достижение определенного уровня раз­вития личности обучающихся. Это выражается в приоб­ретении необходимого уровня образованности в сфере фи­зической культуры, овладении жизненно важными дви­гательными умениями и навыками, всемерном развитии своих физических способностей, использовании их в уче­бе, организации здорового образа жизни.

Физическая подготовленность, приобретаемая в базо­вой физической культуре, позволяет в дальнейшем специализироваться в той или иной деятельности (профессиональной, спортивной и др.).

Базовая физическая культура играет большую роль в жизни взрослого населения, обеспечивая повышение уровня его физической подготовленности, длительное сохранение крепкого здоровья, творческого долголетия и дееспособности. Ее разновидностями выступают: со­держание секционных и самостоятельных занятий по общей физической подготовке, общекондиционной тре­нировке в группах «здоровья», "калланетики", "шей­пинга" и др. Средства, используемые в этих занятиях разнообразны: бег, плавание, атлетическая и ритмиче­ская аэробная гимнастика, спортивные игры и другие, а также спорт, если занятия в нем ориентированы на повышение и сохранение базовой физической подготов­ленности.

Рис. 8. Базовый компонент физической культуры

Спорт как компонент физической культуры. Спор­тивное движение в нашей стране включает в себя «спорт высших достижений» и «массовый спорт» (общедоступ­ный спорт). В первом случае непосредственной целью яв­ляется достижение максимально высоких спортивных ре­зультатов. Деятельность спортсменов при этом требует высокой самоотдачи, напряженных тренировок и на оп­ределенное время занимает доминирующее положение в их жизнедеятельности. В процессе спортивного совер­шенствования и достижения одновременно совершен­ствуются качества и способности личности. Спорт имеет престижное значение, играет значительную роль в международном культурном обмене.

В массовом спорте занятия направлены прежде все­го на повышение и сохранение общей физической под­готовленности; спортивные достижения здесь не играют определяющей роли и относительно невысоки (в большинстве случаев соответствуют нормативам 3-го и 2-го разрядов единой спортивной классификации).

Профессионально-прикладная физическая культу­ра (ППФК). К данному разделу относят собственно при­кладную и военно-прикладную физическую культуру, направленность которых определяется потребностью об­щества в специальной подготовке человека к конкретной профессиональной деятельности.

Профессионально-прикладная физическая культура организуется и проводится в специальных учебных за­ведениях, учреждениях и организациях. В ней решают­ся задачи по освоению специальных знаний, двигатель­ных умений и навыков, необходимых в профессиональ­ной деятельности, развитию необходимых двигательных способностей и качеств личности. Военно-прикладная физическая культура организуется в учебных заведени­ях военного профиля, а также при службе в Армии.

Непосредственно на производстве физическая культу­ра представлена производственной гимнастикой и после-рабочими реабилитационными и другим упражнениями. Эти компоненты физической культуры позволяют в той или иной мере оптимизировать трудовой процесс, повы­сить производительность труда, содействовать повыше­нию уровня дееспособности и сохранению здоровья.

Профессионально-прикладная физическая культура тесно связана с базовой, так как строится на ее основе. Кроме того, занятия некоторыми видами спорта, исполь­зуемые в базовой физической культуре, могут иметь профессионально-прикладную направленность (многобо­рье пожарных, морское многоборье, офицерское много­борье и др.).

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Отрицательные последствия гиподинамии обуславливают все более широкое использование физи­ческих упражнений как факторов профилактики и ле­чения различных заболеваний, восстановления утрачен­ных или ослабленных после болезни функций, борьбы с переутомлением. Это находит отражение в разработке методик лечебной физической культуры (ЛФК), формировании спортивно-реабилитационной физической куль­туры, в использовании которых преобладает восстанови­тельная направленность.

В ЛФК широко используются лечебная гимнастика, дозированные режимы ходьбы, бега, прогулок на лыжах и др. При этом двигательные режимы могут носить ща­дящий, тонизирующий, тренирующий характер при раз­личных формах занятий (индивидуальные, урочные, групповые).

Спортивно-реабилитационная физическая культура играет большую роль в восстановлении функциональных возможностей организма после напряженных трениро­вочных занятий и соревнований, возникновения состоя­ния «перетренировки», после спортивных травм.

Оздоровительно-реабилитационная физическая куль­тура играет существенную роль в организации труда, включается в комплекс профилактических мер, направленных на устранение неблагоприятных послед­ствий производственных нагрузок. С этой целью приме­няются различные упражнения в режиме и после рабо­чего дня. В комплексе с ними используются массаж, баня, психорегулирующие и другие средства.

«Фоновые» виды физической культуры. Этот раздел физической культуры включает две разновидности: ги­гиеническую физическую культуру в повседневно-быто­вых условиях и рекреативную физическую культуру. Элементы первой используются в рамках повседневного быта. К ним можно отнести утреннюю гигиеническую гимнастику, пешеходные прогулки и другие физические упражнения в режиме дня, применяемые совместно с закаливающими и другими гигиеническими процедура­ми. Рекреативная физическая культура представлена главным образом активным отдыхом и здоровым досугом трудящихся. Туризм (пеший, конный, велосипедный, водный, лыжный), охота, рыболовство, физкультурно-спортивные развлечения являются эффективными фак­торами оптимизации текущего состояния человека, со­здания хорошего настроения, благоприятного функцио­нального «фона» для жизнедеятельности человека.

Вопросы для повторения:

1. Что представляет собой базовая физическая культура?

2. В каких направлениях проявляется базовая физическая культура?

3. Дайте краткую характеристику профессионально-прикладной физичес­кой культуре?

4. В чем суть и назначение оздорови­тельно-реабилитационной физической культуры?

5. Что отражают фоновые виды физи­ческой культуры?

В рабочей тетради заполните таблицу форм физической культуры, их разно­видностей и назначения.