Тема 11: Основы врачебно-педагогического контроля и самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями и спортом






Тема 11: Основы врачебно-педагогического контроля и самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями и спортом

Ключевые слова: врачебно-педагогический контроль, методы исследования, физические нагрузки, физичес­кое развитие, тренированность, самоконт­роль, критерии самоконтроля, переутомле­ние.

            Врачебно-педагогический контроль (ВПК) - это обследования, проводимые врачом совместно с пре­подавателем (тренером) непосредственно в процес­се занятий физическими упражнениями и спортом, во время соревнований для определения воздейст­вий физических нагрузок на организм занимаю­щихся ( Для самостоятельного изучения рекомендуем работы Синякова А.Ф., Лаптева А.П. и др.).

            Целью ВПК является предупреждение развития у спортсменов переутомления, патологических из­менений, приводящих к заболеваниям. Его приме­нение способствует совершенствованию процесса физического воспитания и получению занимающи­мися максимального оздоровительно-тренировоч­ного эффекта.

            К задачам ВПК относятся: ознакомление с усло­виями, организацией и методикой занятий физиче­скими упражнениями и спортом; изучение воздей­ствия учебно-тренировочных занятий и соревнова­ний на организм занимающихся; соответствие фи­зической нагрузки возрасту и уровню подготовлен­ности занимающихся; накопление данных для кор­рекции планирования, организации и методики фи­зического воспитания.

            ВПК проводится в форме текущих обследований в определенное время, по намеченным заранее по­казателям и тестам.

            Используют следующие основные формы ВПК:

1.   Исследования, проводимые непосредственно в те­чение всего занятия, после различных его частей, после выполнения отдельных упражнений, а также во время соревнований. Эта форма используется, когда необходи­мо выяснить правильность построения занятий, после­довательность применения различных тренировочных средств, доступность используемого количества повторе­ний упражнения, их интенсивность, правильность уста­новленных интервалов отдыха и т.д.

2.  Исследования, проводимые до занятия и спустя 20-30 мин или   24-48 ч после него. Сравнивая показатели функционального состояния организма до и после заня­тия можно судить об изменениях, происходящих в орга­низме под действием физических нагрузок, определять степень тренированности.

3. Исследования, проводимые утром и вечером. Эта фор­ма используется при 2-3- разовых тренировках в день и по­могает правильно определить объем, интенсивность и со­держание занятий, исключить возможную перегрузку.

4. Ежедневные исследования в течение одного недель­ного цикла. Их проводят в том случае, когда тренера ин­тересуют вопросы планирования нагрузок, определения степени восстановления после различных тренировоч­ных дней в цикле.

5. Исследования, проводимые через день в течение 2-3 недель и более после изучаемого этапа тренировки или соревнования.

            Для проведения ВПК применяют как простые, так и сложные клинико-физиологические и педагогические методы исследования. К сложным относят: биохимиче­ские методы, инструментальные методы (электрокарди­ография, оксигемометрия, миотонометрия, электромио­графия), радиотелеметрические методы (позволяющие регистрировать частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхания (ЧД), электрокардиограмму (ЭКГ) на расстоянии) и др. Для проведения этих методов требует­ся специальная медицинская подготовка. К простым ме­тодам исследования относятся: анамнез (сбор сведений о себе) и визуальное наблюдение, определение массы тела, измерение ЧСС и артериального давления (АД), жизнен­ной емкости легких (ЖЕЛ) и легочной вентиляции, ис­следования нервной и нервно-мышечной систем, опре­деление быстроты мышечных движений. Эти методы могут быть самостоятельно использованы преподавате­лем или тренером и спортсменом в процессе занятий.

            При проведении ВПК полученные результаты необхо­димо регистрировать, так как они используются при пла­нировании тренировочного процесса, а также проведении своевременной профилактики патологических состояний.

            Дополняет и повышает эффективность врачебного контроля самоконтроль.

            Самоконтроль - это регулярные наблюдения зани­мающегося за состоянием своего здоровья, физическим развитием, физической подготовленностью, их изме­нением под влиянием регулярных занятий физичес­кими упражнениями и спортом. Самоконтроль позво­ляет оценивать эффективность тренировки, своевремен­но выявлять неблагоприятное воздействие физических упражнений на организм занимающихся.

            Данные, полученные в процессе наблюдения за своим здоровьем, изменениями в физическом развитии, необ­ходимо фиксировать в дневнике самоконтроля и перио­дически показывать тренеру и врачу. В комплексе с дан­ными врачебного контроля они позволят более точно су­дить о влиянии физических нагрузок на организм спорт­смена, оценить правильность выбранных средств и ме­тодов учебно-тренировочных занятий, предупредить пе­ретренированность или переутомление, выявить недо­статки в физическом развитии ребенка.

            Задачами самоконтроля являются: приобретение зна­ний о физическом развитии человека; приобретение на­выков в оценке психофизической подготовки; ознаком­ление с простейшими доступными методиками самокон­троля; определение уровня физического развития, тре­нированности и здоровья.

            К основным методикам самоконтроля относятся : ин­струментальные и визуальные. Самоконтроль должен быть систематическим и проводиться в течение длитель­ного периода, что позволит получить и проанализировать динамику функционального состояния организма. Само­наблюдения могут быть как очень подробными, содержать в дневнике 15-20 пунктов, так и краткими - 4-5 пунктов, но информативными. В первые месяцы занятий физичес­кими упражнениями следует проводить подробный само­контроль, в дальнейшем его можно упростить. Самонаб­людения выполняются в одно и то же время, одним и тем же методом и в схожих условиях. Например, показатели могут регистрироваться утром, сразу после сна, перед началом тренировки и после ее окончания.

            Данные самонаблюдений условно можно подразде­лить на субъективные (определяемые вашим личным отношением) и объективные (характеризующиеся дан­ными каких-либо измерений, в том числе с помощью при­боров). К субъективным относятся такие, как на­строение, самочувствие, аппетит, сон, желание зани­маться, переносимость нагрузки, потоотделение, нару­шение режима, наличие болевых ощущений и т.д.

            К объективным критериям самоконтроля можно отнести пульс до и после тренировки, артериальное давление, частоту дыхания, ЖЕЛ, определение длины и массы тела и т.д.

            Форма дневника самоконтроля может быть произволь­ной. В дневнике отражаются содержание тренировки (объем, продолжительность, интенсивность нагрузки), оценка самочувствия после занятия.

            Проведение систематических самонаблюдений и их анализ необходимы спортсмену для грамотного и ос­мысленного отношения к своему здоровью, образу жизни, позволяет лучше познать себя, более рацио­нально и с большим эффектом заниматься физичес­кими упражнениями и спортом, регулировать учеб­но-тренировочный процесс и предупреждать состоя­ние переутомления.

Вопросы для повторения:

1. Дайте определение понятиям: врачебно-педагогический контроль, само­контроль.

2. Опишите цель и задачи врачебно-педагогического контроля.

3. Дайте описание основных форм врачебно-педагогического контроля и их сущность.

4. Охарактеризуйте цель и задачи самоконтроля.

5. Дайте характеристику субъективным и объективным показателям состояния организма спортсмена, входящим в дневник самоконтроля.

Задания для самостоятельной работы:

1, Дайте анализ своим объективным и субъективным показателям в зависимо­сти от характера тренировочных нагру­зок.

2. В рабочей тетради составьте дневник самонаблюдений.