РАЗДЕЛ II МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 10: Рациональная организация двигательной активности и режима человека.




Тема 10: Рациональная организация

двигательной активности и режима человека.

Ключевые слова: двигательная активность; режим школьника; утом­ление; восстановление; тренировочный эффект заня­тий.

            Основу физических способностей человека состав­ляют задатки, заложенные в его генотипе. Эти задат­ки являются основой проявления будущих способностей индивида, причиной неодинаковых возможностей и ин­дивидуальных морфофизиологических и психофизичес­ких различий людей. К ним относятся показатели те­лосложения - конституция, тотальные размеры тела, темпы биологического созревания, функциональные по­казатели, свойства нервных процессов (сила, подвиж­ность, уравновешенность), психодинамические харак­теристики (темперамент, характер, особенности ре­гуляции и саморегуляции психических особенностей). В этом же ряду находятся врожденные аномалии, которые в виде факторов риска (наследственная предрасположен­ность к ряду заболеваний) заложены в генетическую про­грамму развития ребенка. Они выступают как факторы, лимитирующие развитие ребенка (1 Для самостоятельного изучения рекомендуем работы Бальсевича В.К., Васильева В.Н., Хрипковой А.Г. и др.).

            Для того чтобы наследственные задатки более полно рас­крылись, переросли в способности, требуются необходимые социальные условия. Чем больше социальная среда будет соответствовать развитию индивидуальных особенностей человека, заложенным в его генотипе, тем более полно мо­гут быть раскрыты его индивидуальные возможности .

Для этого нужно:

• иметь четкое представление о себе, своем здоровье; соответствии показателей здоровья, физического разви­тия, двигательной подготовленности своему возрасту;

• выяснить у специалистов, в случаях отклонения ин­дивидуальных показателей от средневозрастных стан­дартов развития, причины и разработать программу их коррекции;

• знать, что фундаментом здоровья является система­тическая физическая тренировка, включающая обяза­тельную утреннюю гимнастику, водные процедуры и спе­циальную тренировку основных двигательных качеств: силы основных мышечных групп - сгибателей и разги­бателей рук и ног; живота и спины; подвижности в сус­тавах (плечевых, локтевых, лучезапястных, тазобедрен­ных, коленных и голеностопных); выносливости (аэроб­ной (Аэробная выносливость (общая выносливость) - способность вы­полнять работу умеренной мощности (больше 40 мин) за счет энер­гии окислительных реакций)

  и специальной); координации движений; скорост­ных способностей;

• знать, что после выполнения физических упражне­ний наступает утомление, которое выражается во вре­менном снижении работоспособности. Вслед за этой фа­зой наступает фаза восстановления работоспособнос­ти, которая затем переходит в фазу сверхвосстановле­ния или, как ее еще называют, фазу "суперкомпенса­ции". Если не выполнять в последующем повторных на­грузок, то фаза сверхвосстановления переходит в следу­ющую фазу, которая называется фазой утраченного состояния, эффект, достигнутый от тренировки, утра­чивается;

• помнить, что слабые нагрузки активизируют жизнен­ные функциональные процессы; средние их усиливают; сильные — тормозят;

  знать, что для повышения тренированности и ра­ботоспособности   величина применяемых нагрузок должна постепенно нарастать. Большие нагрузки не­обходимо чередовать с меньшими по объему и интен­сивности;

• нагрузки по возможности повторять в фазе сверхвос­становления организма, что будет способствовать положи­тельному суммированию тренировочного эффекта;

• двигательную нагрузку планировать так, чтобы по­лучить тренировочный эффект. Для этого школьникам старшего возраста необходимо заниматься физическими упражнениями не реже 3-4 раз в неделю (от 40 минут до 1,5 часа). В конце каждого тренировочного занятия необходимо использовать упражнения на расслабление и  для разгрузки позвоночника (висы на перекладине, гимнастической стенке и др.);

  в режиме дня чередовать теоретические занятия  с физическими упражнениями. Тренировочные нагрузки необходимо прекращать не позже трех часов до отхода ко сну;

• тренировку проводить не раньше чем через 1,5 часа после еды;

• перед сном проводить ежедневные прогулки на све­жем воздухе не менее 30 минут.

Вопросы для повторения:

1. Что нужно знать для того, чтобы добиться максимального эффекта от двигательной активности?

2. Какие фазы проходит организм после физической нагрузки?

3. Как лучше планировать двигатель­ный режим дня?

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте свои учебно-трени­ровочные занятия и отметьте, какой они носят характер: оздоравливающий, тренирующий, развивающий и т.д. Почему?