Тема 9: Приобщение личности к здоровому стилю жизни






Ключевые слова: образ жизни, здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, элементы системы здоровья, приобщение к здоровому образу и стилю жизни.

            Физическая культура общества в целом и каждого че­ловека в отдельности представляет собой необходимое ус­ловие формирования и осуществления здорового образа жизни. Он является основой не только хорошего самочув­ствия, бодрого настроения, но и фактором оздоровления нации, решения многих социальных проблем современ­ной России (Для самостоятельного изучения рекомендуем работы Виногра­дова П.А., Жолдака В.И., Лубышевой Л.И. и др).

            Образ жизни - это совокупность идеальных ориенти­ров и реальных видов и форм деятельности людей для ос­воения и преобразования действительности, способ их жизнедеятельности. Его можно рассматривать как устой­чивый способ жизнедеятельности людей, проявляющий­ся в нормах общения, поведения, складе мышления.

            Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это целесообразные формы и способы жизнедеятельности, направленные на формирование, сохранение и укрепление здоровья в кон­кретных условиях жизни, обеспечивающие полноценное выполнение человеком социальных, профессиональных и биологических функций.

            Здоровый образ жизни определяет здоровый стиль жизни, который, став необходимым атрибутом поведения человека, оказывает положительное влияние на дальней­шее формирование здорового образа жизни.

            Здоровый стиль жизни (ЗСЖ) - это конкретная дея­тельность личности по достижению здорового образа жизни.

            Развитие учения о здоровье человека показало тес­ную связь между образом жизни и здоровьем. Образ жизни оказывается важнейшим условием, определя­ющим состояние здоровья различных групп населе­ния.

            Ведущими качествами, играющими существенную роль в приобщении человека к здоровому образу жизни, в выработке его "личностного стержня" являются моти­вация поведения, внутренние побудительные стимулы к выполнению той или иной деятельности.

            К элементам здоровья, формируемых ЗОЖ и ЗСЖ, относятся:

• уровень и гармоничность физического развития;

• функциональное состояние организма;

• уровень иммунной защиты и неспецифической ус­тойчивости организма; отсутствие того или иного забо­левания;

• уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Через волевые качества определяется отношение че­ловека к своему здоровью, осознанное участие в его фор­мировании, сохранении, укреплении, коррекции.

            Приобщение к здоровому образу и стилю жизни тре­бует выполнения ряда требований. В возрасте 2-3 лет это предполагает: пробуждение интереса и воспитание эмо­ционально положительного отношения к доступным в данном возрасте элементам физической культуры; обу­чение начальным формам необходимых и целесообраз­ных двигательных действий; стимулирование двигатель­ной активности, направленной на освоение ребенком ок­ружающей среды; содействие формированию нормаль­ного телосложения, выработке навыка правильной осан­ки; обеспечение постепенного закаливания растущего ор­ганизма.

            Общий объем занятий физическими упражнениями в этом возрасте составляет не менее 5-6 часов в неделю.

            В возрасте 3-7 лет это связано с развитием интереса к физической культуре и использованием его для форми­рования положительных черт характера и поведения; за­крепление и расширение фонда основных жизненно важ­ных двигательных умений, навыков и физических ка­честв, приобретенных ранее; обучение начальным знани­ям в области физической культуры; содействие повыше­нию общего уровня возможностей растущего организма

применительно к особенностям данного возраста; обеспе­чение правильного развития физических и основанных на них психомоторных качеств; проведение закаливания детей, формирование нормального телосложения.

Общий объем занятий физическими упражнениями в этом возрасте составляет не менее 8-10 часов.

            В возрасте 7 — 10 лет это: закрепление интереса к физкультурно-спортивным занятиям; углубление знаний по гигиене и закаливанию; формирование до­ступных понятий о физическом развитии, влиянии физических упражнений на работу сердечно-сосуди­стой системы, основах самоконтроля, влиянии вред­ных привычек на здоровье человека; формирование начальных знаний по самостоятельному выполнению физических упражнений, организаторские навыки в проведении простейших игр и физкультурных развле­чений.

            Ребенок овладевает "школой" движения, музыкаль­но-ритмическими и танцевальными умениями, обучает­ся плаванию, ходьбе на лыжах, катанию на коньках, по­движным и спортивным играм. Общий объем физкультурно-спортивных занятий всех форм в этом возрасте со­ставляет не менее 8-12 часов в неделю.

            Возраст 11—15 лет предполагает: развитие потребно­сти в освоении ценностей физической культуры; освоение знаний, направленных на совершенствование куль­туры движений, двигательных умений и навыков, со­ставляющих основу непрерывного физкультурного обра­зования и здорового образа жизни.

            Общий объем занятий физической культурой в этом возрасте составляет 8-12 часов в неделю.

            Возраст 15—18 лет характеризуется формировани­ем осознанной потребности в физической культуре, здоровом образе жизни; становлением активной жиз­ненной позиции; приобретением определенных основ образования в сфере физической культуры через ос­воение необходимых в жизни и предстоящей трудо­вой деятельности знаний и навыков в области физи­ческой культуры; овладение умениями и навыками самоконтроля в процессе физкультурно-спортивных занятий.

            На всех этапах физического воспитания важно обес­печить возможность познания человеком своих физи­ческих, физиологических, психологических особенно­стей, свободного творческого решения проблем, связан­ных с сохранением и укреплением здоровья, использо­вания здорового стиля жизни.

Вопросы для повторения:

1. Как вы понимаете выражение "здоро­вый образ жизни"?

2. Может ли человек достичь здорового образа жизни?

3. В чем различие здорового образа жизни и здорового стиля жизни?

4. Какие элементы системы здоровья формируются ЗОЖ и ЗСЖ?

5. Расскажите об особенностях приоб­щения к ЗОЖ и ЗСЖ в разные периоды жизни человека.

Задания для самостоятельной работы:

1. В рабочей тетради распишите свой стиль жизни по следующим моментам: Питание (состав, регулярность и т.д.). Занятия физической культурой (регу­лярность, соответствие нагрузки и т.д.). Гигиена (соблюдение правил личной гигиены, применение природных фак­торов в качестве закаливающих). Соблюдение режима дня (что мешает, что помогает соблюдению). Средства восстановления (какие приме­няете, как часто).

Проанализируйте свои записи. Что надо изменить в вашем стиле жизни для его более полного соответствия ЗОЖ?