Тема 8: Самоопределение и самореализация личности в физкультурно-спортивной деятельности.






Тема 8: Самоопределение и самореализация личности в физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: самоопределение личности, самоопределение челове­ка на занятия физической культурой, физкультур­ный интерес, этапы занятий спортом, группы видов спорта.

            Самоопределение личности — это сознательный акт вы­явления и утверждения собственной позиции в проблем­ных ситуациях. Оно заставляет личность изменяться, или изменять ситуацию. Для этого необходимо в первую очередь осознать себя как возможную причину измене­ний; принять решение о возможности позитивного изме­нения трудной ситуации; определить конечную и проме­жуточные цели, наметить план решения, определить спо­собы достижения цели (В помощь школьнику в изучении вопроса рекомендуем работы Кона И.С, Бодалева А.А. и др.)

            В юношеском возрасте занимающиеся уже понимают, что социальная ценность человека определяется тем, на­сколько его деятельность способствует прогрессу обще­ства и личное счастье, удовлетворенность своей жизнью зависят от его общественно значимой деятельности. Взаимосвязь здоровья человека с его успешностью в жиз­ни несомненна. Залогом же здоровья выступают актив­ные занятия физическими упражнениями и спортом.

            Самоопределение в физической культуре продиктовано несколькими факторами: целями и уровнем притязаний, склонностью к определенной деятельности, особенностью нервной системы, типом телосложения, характером.

            Человек выбирает тот вид физкультурно-спортивной деятельности, который соответствует его способностям, биологической природе, социально-психологическим и возрастным особенностям. Свой выбор он мотивирует со­циальной или личностной значимостью и ценностью вы­полняемых физических упражнений.

            Интерес к физкультурно-спортивной деятельности является формой осознания человеком потребности в за­нятиях физическими упражнениями и спортом, целена­правленным стремлением заниматься ими. В силу целенап­равленного, избирательного характера интересов в созна­нии человека формируется относительно устойчивое пред­ставление о приоритете использования того или иного вида спорта и предпочтительных формах организации занятий.

            Самоопределение в физкультурно-спортивной деятель­ности создает предпосылку включения в физкультурно-спортивное движение. Овладение социальной ролью спортсмена и реализация этой роли на протяжении спортивной карьеры позволяют занимающемуся нако­пить не только спортивный, но и значительный жизнен­ный опыт, лучше узнать самого себя и свои возможности, самоутвердиться, добиться признания других людей. Занятия различными видами спорта включают несколь­ко этапов: начальную спортивную подготовку, этап учеб­но-тренировочной подготовки, этап спортивного совер­шенствования и этап высшего спортивного мастерства.

            С учетом особенностей развития организма, двигатель­ных возможностей детей и подростков установлены воз­растные нормы для начала занятий различными видами спорта (табл.1).

            В зависимости от особенностей тренировочной и со­ревновательной деятельности все культивируемые в России виды спорта объединены в следующие группы:

            Первая группа - атлетические виды спорта, основанные на высокоактивной двигательной деятельности спортсмена.

Таблица 1. Возрастные нормы для начала занятий различными видами спорта

Виды спорта                                                   

Возраст допуска к занятиям в группах, лет

 

Акробатика 

8-10

Баскетбол и волейбол                                                    

10-13

Бадминтон

10-13

Батут

9-12

Бокс

12-15

Борьба (все виды)

10-13

Велоспорт (шоссе и трек)

12-14

Водное поло                                                                 

10-13

Гимнастика спортивная (юноши)                                     

8-10

Гребля академическая                                                    

10-12

Гребля на байдарках и каноэ 

11-14

Конный спорт                                                               

11-13

Конькобежный спорт                                                    

10-12

Легкая атлетика                                                            

11-13

Лыжный спорт

А) гонки и биатлон

Б) горные виды 

В) двоеборье   

Г) прыжки с трамплина                                                                                                                                                                                                                           

 

9-12

8-11

9-12

9-11

Парусный спорт                                                         

9-12

Плавание

7-10

Прыжки в воду

8-11

Ручной мяч

10-13

Санный спорт

11-14

Современное пятиборье

10-13

Стрелковый спорт

11-14

Стрельба из лука

11-13

Теннис

7-10

Тяжелая атлетика

13-14

Фехтование

10-13

Фигурное катание

7-9

Футбол, хоккей с шайбой и мячом

10-12

            К ней относится большинство широко распространенных ви­дов спорта — гимнастика спортивная и ритмическая, легкая и тяжелая атлетика, плавание, различные виды борьбы, ба­скетбол, волейбол, футбол и другие виды спортивных игр.

            Вторая группа - виды спорта, в которых двигатель­ная деятельность спортсмена направлена на управление техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, самолет, яхта и др.).

            Третья группа - стрелковые виды спорта: стрельба из стрелкового оружия (винтовка, пистолет), из лука и т.д.

            Четвертая группа - виды спорта, основанные на со­поставлении результатов модельно-конструкторской де­ятельности (авиа- и судомоделирование и др.).

            Пятая группа - виды спорта, построенные на абстракт­но-логическом обыгрывании соперника (шахматы, шашки).

            Мотивы спортивной деятельности отличаются дина­мичностью проявлений. В процессе длительных занятий спортом у одного и того же спортсмена может наблюдать­ся закономерная смена мотивов.

            Начальная стадия занятия спортом.

            В этот период предпринимаются первые попытки включиться в спортивную деятельность.

            Побуждающие мотивы характеризуются:

            - диффузностью интересов к физическим упражнени­ям (подростки начинают обычно заниматься не одним, а несколькими видами спорта);

            - непосредственным характером (занятия спортом нра­вятся, главная движущая сила - интерес к физкультуре);

            - связью с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта (популярность вида по месту жительства, интерес окружающих людей);

            - включением в себя элементов долга (обязанность по­сещать уроки физической культуры, секции).

            Этап специализации в избранном виде спорта.

            На этой стадии мотивами выступают:

            - развитие интереса к определенному виду спорта;

            - стремление развить обнаруженные способности к оп­ределенному виду спорта;

            - стремление к закреплению успеха;

            -  расширение специальных знаний, приобретение более высокой степени тренированности (выражается в стремлении к установлению личных достижений-выполнение третьего разряда, второго, первого и т.д.).

            Этап спортивного совершенствования.

Основными мотивами выступают:

            - поддержание своего спортивного мастерства на вы­соком уровне;

            - служение своими спортивными достижениями Родине.

            Этап высшего спортивного мастерства.

            На этой стадии мотивами выступают:

            - сохранение стабильности результатов выступления на соревнованиях;

            - стремление закрепить свой успех на уровне сборных команд;

            - содействие развитию данного вида спорта, потребно­сти передать свой опыт молодым спортсменам.

Вопросы для повторения,

1. В каких ситуациях происходит самоопределение личности?

2. Назовите наиболее оптимальный возраст, когда возникают ситуации самоопределения.

3. Что способствует самоопределению человека на занятия физической куль­турой?

4. Что такое "интерес к физической культуре"?

5. Назовите этапы занятий различны­ми видами спорта.

6. Существуют ли возрастные нормы для начала занятий тем или иным видом спорта?

7. На сколько групп разделены виды спорта, культивируемые в России?

8. Как меняются мотивы спортивной деятельности на разных стадиях заня­тий спортом?

Задания для самостоятельной работы:

1. Прочтите "Оду спорта" Пьера де Кубертена. Выпишите в свою тетрадь названия всех девяти глав.

О спорт! Ты - наслажденье!

О спорт! Ты - зодчий!

О спорт! Ты - справедливость!

И т.д.

Выберите один из девизов и дайте его

характеристику.

2. Опишите события, собственные переживания и мысли, которые повли­яли на ваше решение заняться физиче­ской культурой и спортом.