Тема 7: Развитие самостоятельности и самодеятельности в процессе физкультурно-спортивной деятельности.






Тема 7: Развитие   самостоятельности и самодеятельности в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: активность и самостоятельность, обучаемость, ка­чество знаний, учебные умения, приучение к самосто­ятельным занятиям, самоконтроль.

            Обучение только тогда будет успешным, когда обуча­ющийся овладеет системой умений и навыков учебного труда - начиная от умений читать и писать до самостоя­тельного планирования работы, осуществления самокон­троля за ее выполнением и внесения в нее необходимых корректив. От сформированности этих умений зависят обучаемость и качество знаний. Различают общие учеб­ные умения и умения, специфические для конкретных учебных предметов (1 Для самостоятельного изучения рекомендуем работы Бальсевича В.К., Сенько Ю.В., Осницкого А.К., Стамбуловой Н.Б. и др.).

            Развитие самостоятельности и самодеятельности в физкультурно-спортивной деятельности определяется:

            - воспитанием положительного отношения и интере­са к занятиям физическими упражнениями;

            - овладением специальными знаниями, формировани­ем на их основе убеждений в необходимости системати­ческих занятий;

            - формированием умений и навыков самостоятельных занятий;

            - практическим приучением к ежедневному исполь­зованию средств физической культуры.

            Основой для формирования убеждений в необходимо­сти систематических самостоятельных занятий физиче­скими упражнениями являются знания о значении за­нятий для всестороннего развития, повышения физичес­кой и умственной работоспособности, выработки нрав­ственных и волевых качеств.

            При самостоятельных занятиях физическими уп­ражнениями следует:

            - использовать упражнения для самостоятельного вы­полнения, предварительно их хорошо разучив;

            - самостоятельно выполнять упражнения, развивать физические качества, оценивая правильность их выпол­нения;

            - приобретать умения и навыки организации и мето­дики самостоятельной деятельности;

            -  уметь определять и оценивать показатели пульса, владеть другими приемами самоконтроля за состоянием своего организма.

            Приступая к регулярным занятиям физическими упражнениями необходимо соблюдать следующие пра­вила проведения самостоятельных занятий:

• не стремиться к достижению высоких результатов в кратчайшие сроки - это может привести к перегрузке организма и переутомлению;

• физические нагрузки должны соответствовать инди­видуальным возможностям каждого, их сложность сле­дует повышать постепенно, контролируя реакцию орга­низма на них;

  включать в план занятий (тренировки) упражне­ния для развития всех физических качеств - это помо­жет достичь более высоких результатов в избранном виде спорта;

• результат тренировок зависит от их регулярности -большие перерывы между занятиями сводят на нет эф­фект от предыдущих занятий;

• для сохранения высокой активности и желания за­ниматься целесообразно изменять места проведения за­нятий (тренировок), чаще заниматься на открытом воз­духе, в парке, сквере, привлекать к тренировке своих то­варищей, членов семьи;

• следует соблюдать физиологические принципы тре­нировки: постепенное увеличение трудности упражне­ний, объема и интенсивности нагрузок; правильное че­редование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом своей тренированности и переносимости нагру­зок. Выполнение более трудных упражнений требует большей продолжительности пауз между ними и мень­шего числа повторений. В зависимости от самочувствия, переносимости нагрузок можно волнообразно повышать или понижать нагрузки на протяжении одного занятия, в течение недели или более длительного периода;

• тренировку нужно начинать с разминки, а по ее за­вершении использовать восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванну, сауну и т.д.);

• если возникают отклонения в состоянии здоровья, не­обходимо проконсультироваться у врача, учителя, тренера.

Вопросы для повторения:

1. О чем необходимо помнить при воспитании активности и самостоя­тельности занимающихся в процессе обучения?

2. Назовите направления формирования самостоятельности и самодеятельности в физкультурно-спортивной деятельности.

3. Что является основой для формиро­вания убеждений в необходимости систематических самостоятельных занятий физическими упражнениями?

4. Какие существуют правила проведе­ния самостоятельных занятий?

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте программу занятий для развития: выносливости, силы, быстро­ты.

2. Составьте варианты упражнений, воздействующих на развитие коорди­национных способностей из разных видов спорта.