Тема 5: Система специальных знаний о физкультурно-спортивной деятельности.






Тема 5: Система специальных знаний о физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: специальные знания, уровни усвоения знаний, образо­вание в сфере физической культуры, культурно-исто­рические основы, социально-психологические основы, естественные основы.

            В общем смысле знания характеризуются как сово­купность накопленных в процессе общественно-истори­ческой практики человеческих сведений о природе, об­ществе, технике и самом человеке.

            Знания являются ведущим компонентом содержа­ния образования в физическом воспитании. Без усвое­ния знаний:

            - о закономерностях движений; способах выполне­ния физических упражнений и тактических действий; принципах судейства; организации и проведения само­стоятельных занятий или с группой занимающихся не­возможно овладение двигательными действиями, уме­ниями тактического, инструкторско-методического, судейского и самоуправленческого характера;

            - о нормах общения в коллективе; о личной и обще­ственной значимости физкультурной деятельности не­возможно овладеть опытом регулирования собствен­ного поведения.

            Источником знаний является не только информация преподавателя, но и сама двигательная деятельность занимающихся.

            В обучении двигательным действиям на основе по­лученных знаний обучающийся еще до начала выпол­нения упражнения формирует в собственном сознании:

- представление о технике упражнения;

- составление мысленного проекта решения соответ­ствующей двигательной задачи;

- определение способов решения данной двигатель­ной задачи;

-  предусмотрение возможных изменений в своем физическом совершенствовании.

            Образование в сфере физической культуры полноцен­ным будет лишь тогда, когда обучающиеся овладеют си­стемой знаний, которая характеризуется: разнообрази­ем входящего в нее теоретического материала, раскры­вающего все виды двигательной деятельности; составом видов знаний (фактов, понятий, терминов).

            Структурная организация основ знаний о физкультур­но-спортивной деятельности включает в себя знания:

- культурно-исторических основ,

- социально-психологических основ,

- естественных основ.

            Культурно-исторические основы включают в себя знания по истории зарождения современных Олимпийских игр; истории олимпийского движения в России и о ее выдающих­ся спортсменах; характеристике основных направлений фи­зической культуры в современном российском обществе; формам физической культуры, их целям и задачам, месту и значению в культурном образе жизни человека.

            Социально-психологические основы включают в себя знания по:

-  физической подготовке: обучению движениям и двигательным действиям;

-развитию физических качеств;

-организации самостоятельных форм занятий фи­зической культурой;

- методике урочных и внеурочных форм занятий.

 Естественные основы включают в себя знания об:

            - особенностях биологического созревания организма;

            - основах биомеханики движений;

            - физической и умственной работоспособности, их связи с функциональным состоянием, физическим раз­витием и физической подготовленностью человека;

            - физических упражнениях как способе чередования нагрузки и отдыха, их положительном влиянии на ум­ственную и физическую работоспособность, на особен­ности развития опорно-двигательного и мышечного аппаратов, на функциональные возможности дыхания, кровообращения и энергообмена;

            - двигательном режиме и его влиянии на функцио­нальное состояние и работоспособность, основных фор­мах его организации и планирования.

            Конечной целью приобретения знаний является применение их на практике. По степени готовности к этому различают три уровня усвоения знаний:

            - первый уровень усвоения знаний является резуль­татом восприятия, осознания смысла и фиксации в па­мяти полученной информации;

            - второй уровень усвоения знаний проявляется в готов­ности к применению их по известному учебному образцу в знакомых или незначительно варьируемых ситуациях;

            -  третий уровень усвоения знаний проявляется в го­товности обучаемого к творческому и эффективному при­менению их в новых, незнакомых ситуациях.

Вопросы для повторения:

1. Почему знания являются ведущим компонентом содержания образования в физическом воспитании?

2. Какова роль знаний в обучении дви­гательным действиям?

3. Дайте характеристику культурно-историческим основам знаний.

4. На что направлены знания социаль­но-психологических основ?

5. Какова роль естественных основ знаний?

6. Охарактеризуйте уровни усвоения знаний.

Задания для самостоятельной работы:

1. В рабочей тетради составьте пример­ный план теоретических занятий по подготовке общественных судей по спорту.