Тема 4: Виды двигательной деятельности человека.






Тема 4: Виды двигательной деятельности человека.

Ключевые слова: деятельность, физкультурная деятельность, спор­тивная деятельность, физкультурно-спортивная де­ятельность, физкультурно-игровая деятельность, спортивно-игровая деятельность, соревновательная деятельность.

            Деятельность - это активность человека, направленная на достижение поставленных целей, связанных с удовле­творением его потребностей и интересов, выполнением тре­бований к нему со стороны общества и государства. Чело­век не может отделить свою деятельность от окружающей его жизни, от требований общества, в котором он живет.

            Каждый человек, занимаясь физическими упражне­ниями, использует те виды двигательной деятельности, которые отвечают его потребностям и возможностям и направлены на совершенствование самого себя, своих физических, психических, нравственных, эстетических и других качеств (1 Для самостоятельного изучения рекомендуем работы ведущих спе­циалистов Бальсевича В.К., Виноградова П.А., Ашмарина Б.А.)..

            Для разграничения существующих видов двигатель­ной деятельности можно выделить следующие ее основ­ные признаки:

-   виды физических упражнений;

-   тип организуемых занятий физическими упражне­ниями;

-   социальную направленность;

-   форму проведения занятий.

            По перечисленным признакам условно выделяют сле­дующие виды двигательной деятельности:

1.  Физкультурная деятельность.

2.  Спортивная деятельность.

3.  Физкультурно-игровая деятельность.

4.  Спортивно-игровая деятельность.

            В современной практике физического воспитания ис­пользуются все вышеперечисленные виды двигательной деятельности.

            Физкультурная деятельность характеризуется целе­направленным развитием и совершенствованием духов­ных и природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической культуры лично­сти. Выделяют физкультурную деятельность:

            с обучающе-развивающей направленностью, содержа­нием которой является обучение жизненно важным дви­гательным навыкам и умениям; развитие функциональ­ных показателей жизненно важных органов и систем орга­низма, а также физических способностей посредством об­щеукрепляющих и общеразвивающих упражнений; усво­ение знаний и умений по самостоятельному проведению "малых" форм занятий физическими упражнениями;

            с общеприкладной и спортивно-рекреационной направ­леностью (Спортивно-рекреационная направленность -   физкультурно-спортивная деятельность, основанная на предметной двигательной ак­тивности, направленная на восстановление и оздоровление организма.) , содержанием которой является обучение осно­вам одного из видов спортивной деятельности и развитие соответствующих физических способностей; активное усво­ение знаний и умений по проведению самодеятельных форм занятий физической культурой в сочетании с самостоятель­ной индивидуализированной физической подготовкой;

            с профессионально-ориентированной и корригирую­щей направленностью (Корригирующая направленность - физкультурно-спортивная деятельность, основанная на двигательной активности, направлен­ная на исправление недостатков в физическом развитии.), содержанием которой является обучение методикам совершенствования физических кондиций, исходя из индивидуальных потребностей за­нимающихся в развитии собственной телесности, посред­ством специализированных систем упражнений и дви­гательных действий; активное усвоение знаний и умений по проведению самодеятельных индивидуализирован­ных форм занятий физической культурой.

            Спортивная деятельность характеризует такой тип двигательной активности человека, которая определяет­ся спортивной направленностью личности в стремлении максимально совершенствоваться в избранном виде спор­та. Универсальность спортивной деятельности заключа­ется в том, что она эффективно воздействует на развитие двигательных, физических, личностных качеств.

            По содержанию спортивная деятельность представля­ет собой:

- стремление максимально совершенствоваться в из­бранном виде спорта, достигая наивысшего результата;

- преобладание большой физической нагрузки во вре­мя систематической подготовки к соревнованиям и в про­цессе соревнований;

-  наличие большой силы, глубины и динамичности эмоциональных переживаний, связанных с состязанием;

-  возникновение нравственных чувств, связанных с глубоким сознанием общественной и личной значимос­ти своей спортивной деятельности.

            В практике спорта широко распространено понятие "соревновательная деятельность". Это специфическая двигательная активность человека, осуществляемая в условиях официальных соревнований на пределе психи­ческих и физических сил человека, конечной целью ко­торой является установление общественно значимых и личных результатов.

            Спортивно-игровая деятельность - это такой тип дея­тельности, в которой игровые средства используются в ос­нове спортивной деятельности и направлены на достиже­ние спортивных результатов, зависящих от командной и индивидуальной совместной тактической борьбы для до­стижения целей командного успеха.

            По своему содержанию спортивно-игровая деятель­ность имеет свои специфические признаки:

-  незначительность количества относительно стан­дартных ситуаций, преобладание быстро меняющихся взаимодействий;

-  конфликтность ситуаций поединков и командных взаимодействий;

- проблемность ситуаций, подлежащих решению в про­цессе взаимодействия индивидуального и командного;

- коллективность в действиях и взаимоотношениях;

- разнообразие чувств и переживаний в меняющихся ус­ловиях с преобладанием больших психических нагрузок.

            Физкультурно-игровая деятельность - это такой тип двигательной активности, в которой играющий выпол­няет свои действия в соответствии с целями и сюжетом игры. По форме она обладает многими признаками иг­ровой и спортивно-игровой деятельности, но отличается характером игровых упражнений. Она весьма эффектив­на в формировании личностных и физических качеств в дошкольном возрасте и в начальных классах школы.

            Содержательными признаками физкультурно-игровой деятельности являются следующие:

- деятельность может носить имитационный характер;

- деятельность не всегда может иметь постоянное со­держание и определенную структуру, что создает воз­можности для проявления творческих способностей;

- деятельность может иметь конкретный сюжет, ис­полняемые участниками роли, однако сам процесс игры меняется в зависимости от возникающих у самих игра­ющих интересов к окружающей действительности;

- деятельность на первый план выдвигает воспроиз­водство образа интересных лиц и исполнение их ролей, а не стремление к достижению результатов.

Вопросы для повторения:

1. Какие типы двигательной деятельно­сти вы знаете?

2. Что такое "соревновательная дея­тельность"? В чем ее универсальность?

3. Назовите признаки физкультурной деятельности.

4. Перечислите содержательные при­знаки спортивной деятельности.

5. Какими признаками характеризует­ся спортивно-игровая деятельность?

6. Каковы особенности физкультурно-игровой деятельности?

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите, к какому типу двига­тельной деятельности можно отнести ваши занятия физическими упражне­ниями в школе и самостоятельные занятия дома.

2. Подберите тип двигательной дея­тельности для друзей, семьи.