РАЗДЕЛ I СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 1: Современная организация физической культуры и спорта.




Тема 1: Современная организация физической культуры и спорта.

Ключевые слова: Физкулыпурно-спортивное движение, физическое вос­питание в учреждениях общего и профессионального образования, физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди взрослого населения, физи­ческая подготовка военнослужащих, спорт инвалидов, пропаганда спорта, подготовка специалистов.

            Физкультурно-спортивное движение Российской Феде­рации включает в себя:

- научные учреждения и организации в области физи­ческой культуры и спорта;

- спортивные клубы, коллективы физической культу­ры, действующие в образовательных учреждениях, дру­гих организациях, независимо от форм собственности, и по месту жительства граждан;

- детско-юношеские спортивные школы, детско-юно­шеские клубы физической подготовки, детско-юношес­кие спортивно-технические школы,   специализирован­ные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спор­тивного мастерства;

- общероссийские физкультурно-спортивные объеди­нения;

-  физкультурно-спортивные организации, общерос­сийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта;

- Олимпийский комитет России;

            Реализация основных принципов государственной политики в области физической культуры и спорта дает возможность осуществлять физическую подготовку че­ловека непрерывно в течение жизни как через систему образовательных учреждений, так и самостоятельно че­рез различные спортивные общества и участие в сорев­нованиях.

            В Российской Федерации большое внимание уделя­ется физкультурно-оздоровительной работе в до­школьных образовательных учреждениях. Именно в раннем детском возрасте происходит формирование физического здоровья и практических навыков, обес­печивающих его совершенствование. Физическое вос­питание в этот период осуществляется в форме обяза­тельных занятий по физической культуре, прогулок, закаливающих процедур.

            Следующим этапом в физическом воспитании детей является их образование в сфере физической культуры и участие в физкультурно-спортивной деятельности в период обучения в общеобразовательной школе. Физи­ческое воспитание в этот период осуществляется в фор­ме обязательных уроков физической культуры, вне­классных форм работы и системы дополнительного об­разования (занятия в детско-юношеских клубах физи­ческой подготовки, спортивных секциях, детско-юноше­ских спортивных школах, школах олимпийского резер­ва, спортивных клубах).

            Последующим этапом в физическом воспитании человека является получение дальнейшего образования в сфере физической культуры и участие в физкультурно-спортивной деятельности в период обучения в училищах, техникумах, институтах и университетах. Физичес­кое воспитание в этот период осуществляется в форме обязательных занятий по физической культуре и раз­личных внеучебных занятий.

            Большое значение имеет физкультурно-оздорови­тельная и спортивная работа среди взрослого населе­ния. Активность участия в ней различных групп насе­ления зависит от желания, заинтересованности и по­требности в физкультурных занятиях. Условия рыноч­ной экономики, конкуренция на рынке труда создают объективные предпосылки формирования устойчивого желания к занятиям физическими упражнениями и спортом.

            В Вооруженных Силах и правоохранительных орга­нах организация физической подготовки, управление ею определяются соответствующими инструкциями и нор­мативными актам.

            Обеспечение хорошей физической подготовки военно­служащих является одним из важнейших современных требований их успешной службы. Однако уровень физи­ческой подготовленности призывников еще остается не­удовлетворительным. Это связано и с общим ухудшени­ем показателей здоровья населения.

            Одним из показателей цивилизованного общества яв­ляется его отношение к инвалидам. До последнего вре­мени в России эта группа населения была фактически

выключена из многих сфер активной жизни общества. В настоящее время физическую культуру и спорт среди инвалидов рассматривают как эффективное средство их реабилитации и социальной адаптации. Вот почему по­степенно увеличивается массовость включения инвали­дов в регулярные занятия физическими упражнения­ми и спортом. Российские спортсмены-инвалиды актив­но участвуют в олимпийском движении. В России су­ществует Параолимпийский комитет, а в 2002 году был создан Сурдоолимпийский комитет.

            Физическая культура и спорт в современном общест­ве являются одним из ярких, значимых социальных фе­номенов.

            С одной стороны, физическая культура и спорт высту­пают средством профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья, а с другой - средством самореа­лизации, самовыражения личности, проявления ее спо­собностей и возможностей.

Важная роль в развитии физической культуры и спор­та отводится пропаганде. Органы физической культуры и спорта, здравоохранения, образования, средства мас­совой информации разрабатывают различные формы и методы пропаганды физической культуры и спорта, их роли в оздоровлении и борьбе с негативными явлениями - курением, употреблением алкоголя, наркотиков, дет­ской преступностью.

            Средства массовой информации, используя матери­алы образовательно-просветительного характера, ак­тивно участвуют в приобщении населения к регуляр­ным занятиям физическими упражнениями, повыша­ют и расширяют его кругозор, интерес к знаниям в об­ласти гигиены, медицины, режима питания, органи­зации труда и отдыха, популяризируют оздоровитель­ные системы и комплексы физических упражнений, освещают опыт их использования, широко освещают проведение оздоровительных мероприятий в организа­ции трудовых коллективов, физкультурно-спортивных организаций, внедряющих физическую культуру в жизнь людей.

Законодательством Российской Федерации о физиче­ской культуре и спорте предусмотрено существование профессионального спорта. Его организация и структу­ра определяются спецификой каждого вида спорта и мо­гут состоять: из ассоциаций, союзов, профессиональных спортивных клубов, спортивных команд, спортсменов-профессионалов.

            Деятельность спортсменов-профессионалов регули­руется трудовым законодательством РФ, а также нор­мами, разработанными на основе уставов международ­ных и российских физкультурно-спортивных органи­заций.

            Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. В настоящее время в России действует целая сеть го­сударственных учреждений: 7 колледжей, 6 технику­мов, 8 академий, 14 институтов физической культуры и 12 филиалов, более 80 факультетов физической культуры. Кроме этого в стране существует сеть него­сударственных учреждений, ведущих подготовку спе­циалистов по физической культуре. Сегодня в вузах страны обучается около 32 тыс. студентов по квали­фикациям: педагог по физической культуре, специа­лист по физической культуре, специалист по адаптив­ной физической культуре.

Вопросы для повторения:

1. Какое значение придается физичес­кому воспитанию в детских садах, школах, училищах, техникумах, вузах?

2. Значение роли физкультурно-оздо­ровительной и спортивной работы среди взрослого населения.

3. В чем проявляется значимость физи­ческой подготовки допризывной и призывной молодежи к службе в Ар­мии?

4. В чем особенность физического воспитания инвалидов?

5. Что является предпосылкой занятий физкультурой и спортом в условиях рыночной экономики?

6. Назовите известные формы пропа­ганды физической культуры и спорта.

Задания для самостоятельной работы:

1. Ознакомьтесь с текстом Закона о физической культуре и проведите обсуждение в группе по основным вопросам действующего законодатель­ства. Основные результаты обсуждения занесите в рабочую тетрадь.