Тема 26: Основы организации и судейства соревнований.






Тема 26: Основы организации и судейства соревнований.

Ключевые слова: виды соревнований, система проведения соревнова­ний, способы розыгрыша: круговой, с выбыванием.

Соревнования являются сферой, где сравниваются и выявляются способности и возможности спортсменов в условиях состязательной конкуренции, повышенной эмо­циональности и достигаются определенные личные и об­щественно-значимые результаты.

Соревнования отличаются масштабом (от районных до Олимпийских игр), составом участников, целевой ус­тановкой. Подготовка к соревнованиям начинается с раз­работки положения, представляющего собой документ, в котором раскрыты все вопросы, связанные с организа­цией и проведением соревнований. Как правило, оно со­держит в себе:

- цели и задачи соревнования;

- место и сроки проведения соревнований;

- руководство проведением соревнованием;

- участники соревнований;

- способы розыгрыша и оценка результатов;

- условия приема команд;

- формы и сроки представления заявок, время и место проведения жеребьевки;

- награждение команд и участников.

Виды соревнований.

В зависимости от поставленных задач соревнования могут быть следующими:

1)  первенство школы по виду спорта в определенной возрастной группе (например, младшей, средней или старшей);

2) отборочные соревнования для участия в районных межшкольных состязаниях;

3) классификационные соревнования (присваиваются юношеские разряды);

4)  матчевые встречи между командами различных школ;

5) показательные встречи и др.

Различаются следующие группы соревнований: основ­ные, контрольные, агитационно-массовые.

Основные соревнования имеют целью подведение ито­гов физкультурно-спортивной деятельности за опреде­ленный период с присвоением званий чемпионов и побе­дителей.

Контрольные соревнования призваны определять уро­вень подготовленности занимающихся по разделам школьной программы (сдача определенных нормативов по легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию и т.п.).

Агитационно-массовые соревнования способствуют вов­лечению детей, подростков и юношей в активные занятия физическими упражнениями и спортом. Они носят спортив­но-развлекательный характер, проводятся при широком участии школьников, в присутствии их родителей. Торжест­венная и праздничная обстановка, красочное оформления зала, площадки, школьного стадиона, занимательность про­граммы соревнований способствуют хорошему празднично­му настроению и пропаганде массового спорта.

Как правило, программа соревнований состоит из 7-8 упражнений физкультурно-спортивной направленности (эстафеты, занимательные физические упражнения на

смекалку, проявление качеств ловкости, преодоление по­лосы препятствий и др.). В этих соревнованиях может и не быть возрастного деления на группы, т.к. подбираются простые упражнения, доступные всем.

Система проведения соревнований

В практике проведения школьных соревнований (по спортивным играм) в основном используются два спосо­ба розыгрыша: круговой способ и с выбыванием. В неко­торых случаях используются оба указанных способа (на­пример, при проведении районных школьных соревно­ваний). При выборе системы розыгрыша учитываются задачи, которые стоят перед соревнованиями, сроки и время проведения, наличие спортивной базы.

При круговой системе проведения соревнований все команды встречаются друг с другом, что дает возмож­ность установить соотношение сил участвующих команд, определить среди них места. Для составления календаря необходимо установить количество участвующих ко­манд, определить количество календарных дней, подго­товить таблицу, по которой будет составляться календарь игр, провести жеребьевку команд.

Количество календарных дней определяется следую­щим образом. При четном количестве команд число ка­лендарных дней будет на единицу меньше числа команд,

а при нечетном - равно числу команд. Перед состав­лением календаря игр проводится жеребьевка команд, основное назначение которой - присвоить командам оп­ределенные номера. В свою очередь, они позволяют, применяя таблицы, составить календарь игр.

Календарь игр для 7-8 команд по дням будет выгля­деть следующим образом:

1-й                  2-й                  3-й                  4-й                  5-й                  6-й                   7-й

1 - (8)              (8) – 5               2 - (8)            (8) - 6                          3 - (8)                          (8) - 7                          4 - (8)

2-7                  6-4                  3-1                  7-5                  4-2                  1-6                  5-3

3-6                  7-3                  4-7                  1-4                  5-1                  2-5                  6-2

4-5                  1-2                  5-6                  2-3                  6-7                  3-4                  7-1

Календарь игр для 6 команд:

 

            1-й                  2-й                  3-й                  4-й                  5-й

            1-2                  1-3                  1-4                  1-5                  1-6

            6-3                  2-4                  3-5                  4-6                  5-2

            5-4                  6-5                  2-6                  3-2                  4-3

Оценка и учет результатов соревнований осуществля­ются следующим образом. За победу начисляется - 2 очка, за поражение - 1, за неявку - 0. Наибольшая сумма оч­ков определяет в конце соревнования его победителя, а сумма очков остальных команд - их места в таблице. При равном количестве очков двух команд назначается допол­нительная игра. При равном количестве очков у трех и более команд преимущество отдается той команде, кото­рая имеет лучшее соотношение забитых и пропущенных мячей.

Способ розыгрыша с выбыванием заключается в том, что проигравшая команда выбывает из соревнования, а победителем считается команда закончившая их без по­ражения. Положительным при этом способе является то, что можно привлечь к соревнованиям достаточно боль­шое количество команд и затрачивается на это меньше времени. Отрицательным - наличие случайности, т.к. после проигрыша команда сразу выбывает.

В других случаях проводятся личные, лично-команд­ные и командные соревнования. Например, личное пер­венство школы по шахматам. В этих соревнованиях уча­ствуют все желающие независимо от возраста. Или, например, личное первенство школы по плаванию. Оп­ределяется вид плавания, дистанция (например, 50 мет­ров), назначаются дни для девочек и ребят. Проплыть дистанцию в аи метров и показать хороший результат можно и в младшем возрасте и в старшем.

Лично-командное первенство школы может прово­диться по сложно-координированным видам спорта, та­ким, как спортивная гимнастика, художественная гим­настика. В этих соревнованиях определяются как абсо­лютный победитель, так и 1, 2-е и 3-е места в командном зачете.

Всю работу по организации и проведению судейства соревнований осуществляет судейская бригада. В своей деятельности судьи руководствуются официальными правилами соревнований по видам спорта. Однако в не­которых случаях могут вносится изменения в правила со­ревнований, когда по ним не присваиваются разряды, это оговаривается в положении о соревнованиях.

Вопросы для повторения:

1.  Что собой представляют соревнова­ния? Дайте краткую характеристику.

2.  По каким основным пунктам состав­ляется положение о соревнованиях?

3. Какие два способа проведения исполь­зуются при проведении школьных сорев­нований по спортивным играм?

4.  Перечислите виды соревнований, ко­торые могут проводиться в школе.

5.Kтo осуществляет организацию и про­ведение внутришкольных соревнова­ний?

Задания для самостоятельной работы:

1. Разработайте положение о соревнова­ниях по волейболу по круговой системе.

2.  Разработайте положение лично-ко­мандного первенства по спортивной гим­настике.