Тема 22: Спорт как социально-культурный феномен.






Тема 22: Спорт как социально-культурный феномен.

Ключевые слова: спорт, спорт в узком понимании, спорт в широком понимании, функции спорта: эвристическо-достиженческая, соревновательно-эталонная, спортивно-оздоровительная, воспитательная, эстетическая, экономическая, коммуникативная, социализации личности и социальной интеграции.

Спорт в современном мире стал важным и пол­ноправным компонентом социальной жизни общества. Трудно представить нашу жизнь без тех или иных проявлений спорта. В этом аспекте отражаются все реа­лии нашей жизни: отношения и противоречия, кон­куренция и борьба, победы и поражения, соперничество и сотрудничество, стремление к совершенству, достиже­ние высших результатов в деятельности, удовлетворение творческих, престижных и других интересов (1 Для самостоятельного изучения рекомендуем работы Матвеева Л.П., Ашмарина В.А., Столярова В.И.)

Содержание спорта, его виды и дисциплины, а также формы организации развивались под непосредственным влиянием изменений в области производства и науки, идеологии и политики, педагогики и философии. Вмес­те с тем в сфере спорта в специфически конкретных фор­мах представлены игра, труд, познание, общение.

Занятия спортом становятся все более привлекатель­ными, особенно для детей, подростков и юношей, что отражает их стремление к самопознанию и самосовер­шенствованию, утверждению собственного "Я". В спор­те высших достижений результаты спортсменов, их ин­дивидуальный уровень физических, а часто и духовных возможностей приобретают особое значение, становятся эталоном человеческих возможностей.

Спорт в узком понимании рассматривается как соци­окультурный феномен, как собственно соревновательная деятельность, как способ регламентированного противо­борства, выявления, сопоставления и оценки человечес­ких возможностей в ней.

Спорт в широком понимании охватывает собственно соревновательную деятельность, процесс подготовки к достижениям в ней, а также специфические отношения и поведенческие нормы, возникающие в процессе нее.

Спорт как многообразное общественное явление игра­ет большую роль в жизни общества, и функции его об­ширны. Занятия спортом удовлетворяют физические и духовные потребности человека, влияют на человеческие отношения, развивают определенные потребности лич­ности, обеспечивая ее всестороннее гармоническое раз­витие. Спорт является обширной областью самовыраже­ния, проявления и формирования определенных способ­ностей, дарований, таланта, способствует подготовке людей к жизненной практике.

Функции спорта.

Эвристическо-достиженческая функция спорта про­является в том, что он оказывает опосредованное и непосредственное влияние на культурное и экономичес­кое развитие общества, на образ жизни людей. Спорт яв­ляется «испытательным стендом», на котором проверя­ются качества человека, экспериментируются подходы к раскрытию его способностей.

Соревновательно-эталонная функция спорта состав­ляет собственно-соревновательную деятельность, связан­ную с максимальным выявлением, унифицированным сравнением и объективной оценкой определенных чело­веческих   возможностей   в   процессе   состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого спортивного результата или места в соревновании.

Фиксируемые в спорте рекорды, достижения, выпол­нение классификационных норм приобретают широкое признание и служат своеобразным показателем индиви­дуальных и общечеловеческих возможностей. «Спортив­ный эталон» не остается неизменным, постоянно прог­рессирует, стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсмена на самосовершенствование. Эталонная функ­ция наиболее ярко выражена в спорте высших дости­жений. Однако она свойственна и массовому, обще­доступному спорту через систему специально организованных соревнований.

С ростом популярности спорта спортивные достиже­ния получают все более широкую общественную оцен­ку. Популярность спорта, обусловливается и его глас­ностью, доступностью, зрелищностью, осознанием зна­чимости достижений и эстетикой. Значимость спортив­ных достижений повышается в связи с тем, что их уро­вень в определенной мере отождествляется с уровнем развития культуры общества, государства и его соци­альной системы.

Спортивно-оздоровительная функция (рекреатив­ная). Положительное влияние занятий спортом на раз­вивающийся и формирующийся организм детей имеет неоценимое значение. Именно в этом возрасте заклады­ваются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигие­ны. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состоя­ние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в предупреждении отрицательных явлений гиподинамии у детей.

Воспитательная функция спорта подчеркивает его большие возможности не только для физического и спор­тивного совершенствования, но и для нравственного, эс­тетического, интеллектуального и трудового воспита­ния. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представ­ляют широкие возможности для целенаправленного вос­питания духовных черт и качеств человека. Достиже­ние воспитательных целей зависит от социальной на­правленности всей системы воспитания, деятельности воспитателей.

Эстетическая" зрелищная" функция спорта обуслов­лена тем, что несет в себе эстетические свойства, прояв­ляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека. Особенно привлекательны такие виды спорта, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела,

технически сложные и отточенные движении, праздничное настроение - все это привлекает истинных поклон­ников спорта.

Экономическая функция спорта выражается в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, про­длении жизни. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров - все это способ­ствует развитию детского и юношеского спорта, массо­вого спорта и спорта высших достижений.

Коммуникативная функция спорта определяет его как фактор широкого развития международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества наро­дов, упрочения мира на земле. Спорт занял одно из веду­щих мест в международном общении. Международные спортивные связи в таких формах спортивного движе­ния, как «Спорт для всех», олимпийское движение и другие, стали широчайшими интернациональными те­чениями современности.

Функция социализации личности и социальной интеграции. Спорт является одним из мощных факто­ров вовлечения людей в общественную жизнь, приоб­щения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности. Специфичес­кие отношения в спорте (межличностные, межгруппо­вые, межколлективные), так или иначе включены в си­стему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет ос­нову влияния спорта на личность, усвоения ею соци­ального опыта в сфере спорта и в более широком мас­штабе.

Спортивное движение как массовое социальное тече­ние приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения лю­дей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, связь оцен­ки спортивных успехов с престижными интересами на­рода, нации, государства делают его эффективным сред­ством воздействия на массовое сознание.

Вопросы для повторения:

1.   Раскройте  содержание  понятий: "спорт в узком понимании", "спорт в ши­роком понимании".

2. Что является специфической основой спорта?

3.  Какие функции присущи спорту как общественному социальному явлению?

4. В чем суть соревновательно-эталонной функции спорта?

5. Какая из функций спорта направлена на формирование личности спортсмена, его нравственных качеств?

Задания для самостоятельной работы:

Дайте краткую характеристику указан­ным в таблице понятий.