Тема 21: Формы построения занятий в физическом воспитании.






Тема 21: Формы построения занятий в физическом воспитании.

Ключевые слова: урочные формы, неурочные формы, урок физической культуры, "малые" формы занятий, "крупные" формы занятий, спортивно-тренировочные заня­тия, соревновательные формы занятий.

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательно­го процесса, каждый из которых характеризуется опре­деленным типом взаимосвязи (взаимодействия) препо­давателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

По особенностям организации занимающихся и спо­собам руководства ими занятия по физическому воспи­танию подразделяются на две группы: урочные и неуроч­ные.

Урочные формы - это занятия, проводимые препода­вателем (тренером) с постоянным составом занимающих­ся. К ним относятся:

• уроки физической культуры, проводимые препода­вателями по государственным программам в образова­тельных учреждениях, где физическая культура явля­ется обязательным предметом (школа, колледж профес­сионального образования, вуз и т.п.);

  спортивно-тренировочные  занятия,   проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Неурочные формы - это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими зани­мающимися (самостоятельно) с целью активного отды­ха, укрепления или восстановления здоровья, сохра­нения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигатель­ных навыков и др.

  «малые» формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика,   физкультпауза, физкультминут­ка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу сво­ей кратковременности эти формы, как правило, не реша­ют задач развивающего, тренирующего характера;

• «крупные» формы занятий, т.е. занятия относитель­но продолжительные, одно-   и многопредметные (ком­плексные) по содержанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера;

  соревновательные   формы   занятий,   т.е.   формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревно­вательной борьбе определяются победитель,  место, фи­зическая или техническая подготовленность и т.п. (на­пример,  система официальных соревнований, отбороч­ные соревнования,  первенства, чемпионаты, контроль­ные прикидки или соревнования)

Урочные формы занятий.

Для урочных форм занятий характерно, что деятель­ностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установлен­ного времени, в специально отведенном месте руково­дит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (класс, секция, команда). При этом строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. При проведении таких занятий используются три час­ти: подготовительная, основная, заключительная.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функцио­нальной подготовки организма к предстоящей основ­ной работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обуче­ния технике двигательных действий, воспитания физи­ческих и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепен­ного снижения нагрузки на организм и организованно­го окончания занятия.

По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки про­фессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность связа­на со всесторонней физической подготовкой занимаю­щихся, использованием разнообразных средств и ме­тодов, комплексности, средних и умеренных нагрузок на организм.

Уроки профессионально-прикладной физической под­готовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях с направленностью на формирова­ние ведущих для конкретных профессий двигательных умений и навыков, развитие физических качеств.

Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами разной квалификации и служат их подготовке к соревнованиям.

Методико-практические занятия проводятся в ос­новном в средних специальных и высших учебных заве­дениях с направленностью на овладение методами и спо­собами физкультурно-спортивной деятельности для до­стижения учебных, профессиональных, жизненных це­лей личности.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:

I) уроки освоения нового материала. Для них харак­терно широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность;

2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

3) контрольные уроки, предназначенные для опреде­ления уровня подготовленности занимающихся, провер­ки усвоения ими знаний, умений и навыков и т.п.;

4) смешанные (комплексные) уроки, направленные на совместное решение задач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др.

По признаку вида спорта различают уроки гимнас­тики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содержание, структурное постро­ение и т.д.

Неурочные формы занятий

По классификации, предложенной Л.П.Матвеевым, в массовой физкультурно-спортивной практике приме­няются «малые», «крупные» и соревновательные формы занятий неурочного типа.

Для «малых» форм занятий характерно:

1. Относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и «крупными» формами занятий и решение частных задач:

а) умеренное повышение тонуса и ускорение «врабатывания» систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная производственная гимнастика);

б) оптимизация текущей работоспособности во время работы и профилактика неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отдыха);

в) поддержание отдельными сторонами, приобретенной тренированности и создание предпосылок повышения эф­фективности основных занятий (задания для самостоятель­ной работы по физическому воспитанию, спорту).

2. Незначительная продолжительность занятий (от 2-3 до 15-20 минут).

3. Отсутствие четко выраженной структуры частей за­нятия (например, оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и т.п.).

4. Невысокий уровень функциональных нагрузок.

К «крупным» формам занятий неурочного типа отно­сятся:

1. Самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия (например, по ОФП, атлетической гимнастике и др.). Они требуют от занимающихся определенной физ­культурной грамотности, особенно методического харак­тера, для правильного построения занятия, умелого ре­гулирования нагрузки, осуществления самоконтроля.

2. Занятия, связанные с решением задач оздоровитель­но-реабилитационного или рекреационного характера (аэро­бика, шейпинг, калланетика, ушу, турпоходы, ходьба на лыжах, массовые игры и др.). Основные характерные чер­ты этих занятий: умеренность нагрузки; отсутствие жест­кой регламентации; свободное варьирование поведения.

Занятия неурочного типа в отличие от урочных осу­ществляются на основе добровольности и выбор их кон­кретной формы определяется интересами и склонностя­ми занимающихся.

К соревновательным формам организации занятий относятся:

• собственно-спортивные соревнования, предполага­ющие  максимальную реализацию возможностей зани­мающихся.   Для них присущи: четкая регламентация способов и условий состязаний официальными правила­ми, наличие судейства и др.;

• соревновательные формы занятий. Здесь признаки, при­сущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены.

В зависимости от численного состава занимающихся физическими упражнениями различают индивидуаль­ные и групповые формы занятий.

Вопросы для повторения:

1.  Что понимается под формами занятий физическими упражнениями?

2.  Что относят к урочным формам заня­тий?

3.  Что относят к неурочным формам за­нятий?

4.   Какова структура урочных форм за­нятий?

5.  Каковы характерные особенности ма­лых форм занятий?

Задания для самостоятельной работы:

1. Распишите в таблице основные при­знаки урочных и неурочных форм заня­тий.