Тема 19: Роль физической культуры в профилактике вредных привычек






Тема 19: Роль физической культуры в профилактике вредных привычек

Ключевые слова: динамический стереотип, привычки, алкоголь, наркотическая зависимость, никотиновая зависи­мость, эйфория, аддиктивное поведение, опиаты.

Физиологической основой формирования привычек и характера человека является динамический стереотип (Динамический стереотип - зафиксированная система из ус­ловных и безусловных рефлексов, объединенных в функциональный единый комплекс.), вырабатываемый при наличии внешнего стереотипа (по­вторяющихся в определенной последовательности раздра­жителей). В результате этого происходит формирование автоматизированной структуры ответных реакций. Раз­дражители сохраняют за собой в основном пусковое зна­чение. Это определяет в известной степени возникновение часто не подконтрольных нашему сознанию сформирован­ных умений, навыков, привычек и характера человека.

Привычка как важный элемент поведения может приоб­рести характер потребности. Психическая деятельность человека при этом совершается без специальных усилий. Ему не приходится заставлять себя сделать что-либо из привыч­ного, побуждение к этому возникает непроизвольно. У чело­века возникает устойчивая потребность в повседневном осу­ществлении привычного действия. Если это невозможно осу­ществить, то у него возникает физическое и психическое на­пряжение, неприятные переживания от незавершенности действия, нехватки чего-либо необходимого, привычного.

Привычки могут складываться стихийно и стать продук­том целенаправленного воспитания, перерасти в устойчивые черты характера.

Сформированные привычки могут быть полезными и вредными. К полезным привычкам следует отнести: вы­полнение гигиенических процедур, соблюдение режима

дня, подготовку рабочего места к началу работы и приве­дение его в порядок после ее окончания. Эти привычки делают человека аккуратным, собранным, позволяют эко­номить время, содействуют укреплению здоровья и повы­шению работоспособности.

Вредные привычки наносят вред как самому человеку, так и окружающим его людям. Например, привычка громко раз­говаривать, не обращая внимания на окружающих, привыч­ка перебивать говорящего, не дослушав его. Необходимо вы­делить особую группу вредных привычек: употребление ал­коголя и наркотических веществ, включая никотин, оказы­вающих отрицательное воздействие на психическое и физи­ческое здоровье человека.

            Стадии формирования пагубной привычки можно привести на примере приема алкоголя. Первоначально прием алко­голя оказывает на организм токсическое действие, поэтому вызывает защитную реакцию организма: возникает тошно­та, рвота, головокружение, головная боль и т.д. Никаких при­ятных ощущений при этом не возникает. При повторных при­емах защитная реакция ослабевает и на смену ей приходит состояние эйфории. Постепенно развивается навязчивое вле­чение человека к алкоголю, выражающее психическую зави­симость от него. Уже при мысли о предстоящем приеме алко­голя у него повышается настроение. Представление об алко­голе и его эффекте становится постоянным элементом созна­ния и содержанием мыслей. Постепенно зависимость челове­ка от алкоголя возрастает. В отсутствие его человек начинает испытывать болезненное и труднопереносимое состояние, называемое абстиненцией. Она проявляется в недомогании, сни­жении работоспособности, дрожании конечностей, болью в различных частях тела и т.д. В дальнейшем наступает ста­дия, когда человеку для достижения желательного эффекта требуются высокие дозы алкоголя (до 2 л водки, что являет­ся смертельной дозой для человека, его не употребляющего). Наконец, наступает этап, когда даже большие дозы алкоголя не вызывают ярко выраженной эйфории. Однако больной уже не в состоянии прекратить его употребление.

По аналогичным законам развивается наркотическая и никотиновая зависимость.

Раннее приобщение детей и подростков к вредным при­вычкам является одной из серьезных проблем современ­ного общества. Вредные привычки закладываются в школьном возрасте, и их распространение увеличивается по мере взросления. Вредные привычки сокращают про­должительность жизни человека, что делает их несовмес­тимыми со здоровым стилем жизни. Они часто провоци­руют детей и подростков на асоциальные формы поведе­ния. Злоупотребление различными веществами, изменя­ющими психическое состояние человека (курение табака, употребление алкоголя, ингаляторов, наркотиков), но не доводящее его до физической зависимости от указанных веществ, специалисты называют аддиктивным поведени­ем. Это название произошло от английского слова "addiction", которое переводится как пагубная привычка, порочная склонность, пристрастие к чему-либо. Для оп­ределенной группы детей и подростков такое поведение может реализоваться интересом ко всем видам токсичес­ких веществ от никотина до наркотиков. Именно пристра­стие, но еще без физической зависимости, характерно для детей и подростков школьного возраста.

Естественным сдерживателем интереса подростков к наркотическим веществам является их увлеченность ин­теллектуальным или физическим самосовершенствовани­ем. Занятия физическими упражнениями и спортом ока­зывают огромную помощь в ограждении молодежи от дур­ных привычек. Ученые установили, что человек прибега­ет к вредным привычкам в результате неправильной орга­низации собственного досуга, нестабильности эмоционально-волевой сферы личности. Занятия спортом, снимая проблему бесцельного времяпрепровождения, являются важным фактором вытеснения комплексов неполноценно­сти, придают молодому человеку уверенность в себе, по­вышают его способность активно противостоять влияни­ям "дурной" компании.

Ведущая роль физической культуры в предупреждении и компенсации вредных привычек имеет под собой дока­зательное нейрофизиологическое обоснование. Учеными установлено, что в мозге человека постоянно синтези­руются естественные наркотические вещества (опиа­ты), которые модулируют его состояние и определяют протекание всех психических процессов. Использование алкоголя, никотина, искусственных наркотиков ограни­чивает, а при длительном приеме полностью подавляет биосинтез опиатов, что и приводит к формированию психической, а затем и физической зависимости. Система­тическая двигательная активность и бодрое настроение во время и после выполнения физических упражнений стимулирует образование в мозге человека нейропептидов - так называемых гормонов "радости", эндорфинов и энкефаминов. Эти опиаты нормализуют, перестраивают деятельность нервных центров, снимают боль и неприят­ные ощущения, поднимают настроение и даже создают со­стояние эйфории. Это делает использование наркотиков совершенно бессмысленным, т.к. молодой человек может получить психическое наслаждение от естественной и без­вредной для него спортивной деятельности.

В связи с этим становится понятным, почему физиче­ские упражнения являются действенным фактором не только для предупреждения, но и снятия наркотической зависимости. Молодым людям, которые уже познакоми­лись с наркотиками или имеют другие вредные привыч­ки, можно посоветовать как можно быстрее прибегнуть к систематическим занятиям физическими упражнени­ями и спортом.

Как бросить курить?

Тот, кто хочет бросить курить, должен подвергнуть себя небольшому самодопросу. Он должен спросить себя, насколько серьезно это решение и какие основания вы­нуждают принять его.

Вы должны честно ответить себе на вопрос: почему же я курю? Оказывается, большинство курящих даже не задумываются над этим. А между тем объективный ответ на этот вопрос поможет принять более осознанное решение и об­легчит отвыкание от курения. Например, если человек ку­рит от неуверенности в себе, то нужно заняться воспитанием самоуверенности и тогда надобность в сигарете отпадет сама собой. Глубокий самоанализ - первый шаг на пути к успеху.

Поддержите эту программу двумя психологическими уловками: вместо каждой сигареты возьмите что-либо взамен, например жевательную резинку, конфету, морковь.

Интересную программу отказа от курения при помощи фи­зических упражнений предлагает доктор медицинских наук В. П. Некрасов. Ученый советует начать заниматься одновременно несколькими циклическими видами спорта - бегом, плаванием, велоспортом, а зимой лыжами или конь­ками. Такие тренировки 2-3 раза в неделю не только созда­ют необходимую психологическую установку, направленную против курения, но и способствуют сугубо физиологическо­му подавлению желания курить.

В качестве общедоступного циклического вида упражне­ний для борьбы с курением ученый рекомендует оздорови­тельный бег, которым лучше заниматься дважды - утром и вечером. Утром бег поможет настроиться на предстоящий день, придаст бодрость, вызовет положительные эмоции. Ве­чером, наоборот, снимет нервное напряжение, поможет пе­реключиться от забот трудового дня на отдых.

Учитывая характер желаемого физиологического эффекта, утром бег должен быть непродолжительным, разминочным; во время бега рекомендуется дышать преимущественно по диафрагмальному типу - выпя­чивая и втягивая живот. При вдохе следует как бы слег­ка приподниматься, расправляя грудь и отводя локти назад (или поднимая руки вверх); при выдохе же пле­чи опускать, при этом туловище слегка наклоняется вперед. Очень важно почувствовать, как хорошо вен­тилируются легкие.

Такой разминочный бег может длиться 10-15 мин, за­тем необходима повышенная нагрузка. Это могут быть не­большие ускорения (по 20-30 м), более интенсивный бег при частоте пульса 130-140 уд/мин, нагрузочный бег бо­лее 10 мин нецелесообразен. После него надо снова перей­ти на спокойный, разминочный темп и закончить бег ды­хательной гимнастикой(1 Для самостоятельного изучения рекомендуем работы Беляева И.И., Гурских С, Смирнова В.Е., Шевердина С.Н., Ягодинского В.Н.).

Вопросы для повторения:

1. Что является физиологической осно­вой формирования привычек?

2. Определите значение динамического стереотипа в выработке привычек.

3. В чем заключается роль физической культуры и спорта для борьбы с вред­ными привычками?

Задания для самостоятельной работы:

1. Проведите дискуссию между двумя группами учащихся, поддерживающих и не поддерживающих курящих, на тему: "Почему человек курит?"

2.  Законодательство в борьбе с наркома­нией. Ознакомьтесь с основными статья­ми Уголовного кодекса, решающими вопросы борьбы с наркоманией.

На борьбу с наркоманией направлен ряд статей Уголовного кодекса РФ об адми­нистративных правовых нарушениях.

Согласно ст. 20 УК РФ, уголовной ответственности подлежат лица, кото­рым до совершения преступления ис­полнилось 16 лет. Однако за некоторые преступления уголовная ответствен­ность наступает с 14 лет. К их числу относится кража наркотических средств (ст. 229 УК РФ).

Ответственность за незаконное изготов­ление, приобретение, хранение, пере­возку или сбыт наркотических средств регламентирует ст. 228 УК РФ. В зави­симости от тех или иных отягчающих вину обстоятельств предусмотрено наказание лишением свободы на срок до 15 лет с конфискацией имущества.

Закон предусматривает ответственность за склонение к потреблению наркоти­ческих веществ в виде лишения свободы на срок от 3 до 5 лет (ст. 230 УК РФ), а также за организацию, содержание притонов для потребления наркотичес­ких веществ в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией иму­щества (ст. 232 УК РФ).

В УК РФ включена также статья 228, определяющая наказание в виде лише­ния свободы на срок до 2 лет за незакон­ное приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств в неболь­ших размерах либо потребление нарко­тических средств без назначения врача, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения. Ст. 234 УК РФ предусматривает ответст­венность в виде лишения свободы на срок до 3 лет за незаконное изготовле­ние, приобретение, хранение, перевозку или пересылку с целью сбыта, равно как и за незаконный сбыт сильнодей­ствующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средства­ми.