Тема 16: Роль занятий физической культурой и спортом в повышении функциональных возможностей организма человека.






Тема 16: Роль занятий физической культурой и спортом в повышении функциональных возможностей организма человека.

Ключевые слова: двигательная деятельность, опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система, дыхатель­ная система, центральная нервная система, неадек­ватность, перетренированность.

Развитие высших форм жизни на Земле тесно связано с движением. Мышечная деятельность - необходимое условие нормального физического и психического раз­вития человека. Однако достижения общества ведут к снижению доли активной двигательной деятельности. Это вызывает нарушение слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов, структуре скелетных мышц и миокарда, снижение иммунетета и общей устой­чивости организма к повреждающим факторам окружа­ющей среды. Этого можно избежать при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом (Для самостоятельного изучения рекомендуем работы БальсевичаВ.К., МильнераЕ.Г., Юровского СЮ.)

Большое значение физические упражнения имеют для развития опорно-двигательного аппарата. Физи­ческие упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки. В результате регулярных занятий фи­зическими упражнениями увеличивается мышечная масса человека, возрастает сила и объем мышц, значи­тельно повышается их эластичность; расширяется сеть капилляров и улучшается кровообращение; увеличива­ется приток лимфы к суставным хрящам и межпозвоноч­ным дискам, что является лучшим средством профилак­тики артроза и остеохондроза.

У людей, занимающихся спортом, движения плавные, рациональные, красивые и выполняются на большой амп­литуде. У спортсменов улучшаются ориентировка и мы­шечная координация в пространстве, они хорошо владе­ют чувством равновесия; появляется так называемое мышечное чувство. У нетренированного человека ухудшает­ся питание мышц, уменьшаются объем и сила мышц, сни­жаются их растяжимость и упругость, мышцы становят­ся дряблыми и быстро утомляются при работе.

Между деятельностью мышц и внутренних орга­нов существует тесная связь. Это объясняется нали­чием нервно- висцеральных связей (Нервно-висцеральные связи "нейро" - часть сложных слов, ука­зывающих на их отношение к нервной системе; "висцеро" на отноше­ние к внутренним органам; отсюда нейро-висцеральные связи - это нервные связи между внутренними органами).  При раздражении не­рвных окончаний мышечно-суставной чувствительности импульсы поступают в нервные центры, которые регу­лируют работу внутренних органов. Соответственно из­меняется деятельность сердца, легких, почек и др., при­спосабливаясь к запросам работающих мышц и всего организма.

Специальный эффект тренировочных занятий связан с повышением функциональных возможностей сердечно­сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резерв­ных возможностей аппарата кровообращения при мы­шечной деятельности.

Один из важнейших эффектов физической трениров­ки - урежение частоты сердечных сокращений (ЯСС) в покое. ЧСС у здоровых людей в состоянии покоя состав­ляет в среднем 60-80 уд/мин, у тренированного человека - 40-50 уд/мин. При интенсивной мышечной работе у вы­сококвалифицированных спортсменов ЧСС может дости­гать 240-260 уд/мин.

Выполнение физических упражнений оказывает су­щественное влияние на внешнее дыхание, вентиляцию воздуха в легких, на обмен в легких кислорода и угле­кислоты между воздухом и кровью, на использование кислорода тканями организма. О функциональных воз­можностях внешнего дыхания можно судить по величине жизненной емкости легких (ЖЕЛ). У высококвалифици­рованных спортсменов (гребцов, пловцов, лыжников) она достигает 8-9 л, у нетренированных людей ЖЕЛ в сред­нем составляет 2,5-4,0 л у женщин и 3,5-5,0 л у мужчин. Частота дыхания у здорового взрослого человека в состоя­нии относительного покоя составляет 15-20, а у трениро­ванного - 12-14 дыханий в минуту. При физической на­грузке частота дыхания может возрастать до 50. Во время интенсивной мышечной деятельности увеличивается максимальное потребление кислорода (МПК) (Максимальное потребление кислорода (МПК) - это скорость потребления кислорода во время работы с вовлечением в работу мак­симального количества мышечных групп (более 50% всей мышечной массы). Служит показателем уровня развития функций, ответствен­ных за аэробное (с использованием кислорода) энергообеспечение мышечной деятельности), возрас­тает кислородный запрос. МПК у высококвалифициро­ванных спортсменов не превышает 6-7 л, а минутный кис­лородный запрос при работе большой мощности достига­ет 15-20 л, это приводит к его дефициту в организме - раз­вивается кислородный долг. Максимальный кислородный долг (Кислородный долг — избыточное потребление кислорода после выполнения интенсивной работы, во время которой в тканях образо­вались недоокисленные продукты метаболизма. Метаболизм - это совокупность химических и физических превращений в живом орга­низме, обеспечивающих его жизнедеятельность) у нетренированного человека составляет 4-10 л, а у высококвалифицированного спортсмена достигает в сред­нем 15-22л.

Занятия физическими упражнениями способству­ют совершенствованию центральной нервной систе­мы (ЦНС), которая обладает высокой степенью приспо­собляемости к новым требованиям и меняющимся усло­виям внешней среды. Использование в спортивной дея­тельности упражнений с различным ритмом, временны­ми и пространственными параметрами способствует по­вышению функциональной подвижности нервных про­цессов. Во время обучения человека новому движению можно заметить, что вначале оно получается неловким и неуклюжим, но постепенно с каждой тренировкой ста­новится более рациональным, появляются точность, не­принужденность и быстрота.

Перед соревнованиями большинство спортсменов, от новичков до высококвалифицированных мастеров, испы­тывают волнение. У некоторых оно проявляется настоль­ко сильно, что мешает показать им высокий спортивный результат. Чтобы этого избежать, необходимо чаще при­нимать участие в соревнованиях, воспитывать уверен­ность в себе. Наиболее приемлемым для спортсмена перед соревнованием является состояние достаточного для дан­ной ситуации возбуждения ЦНС. Это способствует повы­шению работоспособности организма, усиливает деятель­ность нервно-мышечного аппарата и внутренних органов.

В такой ситуации спортсмен способен выдержать макси­мальное напряжение, которое ему было бы не под силу в условиях обычного состояния.

Повышение физической работоспособности человека сопровождается не только тренирующим, но и профилак­тическим эффектом в отношении факторов риска сердеч­но-сосудистых заболеваний. Кроме того, регулярная фи­зическая тренировка позволяет в значительной степени замедлить изменения физиологических функций, а так­же изменения различных органов и систем в старшем и пожилом возрасте.

Ответная реакция организма на большие физические нагрузки зависит от подготовленности спортсмена, возраста, пола. Выполнение больших физических нагру­зок здоровым спортсменом, подготовленным к их выпол­нению, не может быть причиной возникновения болез­ни или травм.

Высокие, нерациональные физические нагрузки при­водят к значительным сдвигам в морфологических структурах тканей и органов и проявляются в деятель­ности каждой системы. В результате неадекватных, интенсивных тренировочных занятий нередко возни­кает состояние перетренированности, которое со­провождается подавленным психическим состояни­ем, плохим самочувствием, нежеланием занимать­ся. Это состояние сходно с состоянием физического и нервного истощения. Перетренированность не толь­ко затрагивает физическое состояние спортсмена, но и проявляется в нервном перенапряжении (невроз), что ведет к возникновению травм, особенно опорно-двига­тельного аппарата, происходит снижение общей сопро­тивляемости организма различным инфекциям и про­студным заболеваниям.

В подобных случаях необходимо пересмотреть со­держание тренировочных занятий, уменьшить их про­должительность, переключиться на другой вид спор­тивной деятельности или вообще на какой-то период прекратить тренировки. Полезны прогулки, массаж, прием поливитаминов и применение других средств восстановления.

Вопросы для повторения:

1. Какое воздействие оказывают занятия физическими упражнениями на орга­низм человека?

2. Расскажите о влиянии физических упражнений на нервную систему.

3. Расскажите о влиянии систематичес­ких занятий физическими упражнения­ми на сердечно-сосудистую систему.

4. Какие изменения функционального состояния органов дыхания наблюдают­ся под влиянием физических упражне­ний?

5. Определите влияние занятий физичес­кими упражнениями на функцию опор­но-двигательного аппарата. 

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите ЧСС в покое и после физи­ческой нагрузки (30 приседаний в 1 мин) у спортсмена и нетренированного челове­ка. Сделайте вывод.

2. Определите частоту дыхания в покое и после нагрузки (30 приседаний в 1 мин) у спортсмена и нетренированного человека. Сделайте вывод.