РАЗДЕЛ II МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 14: Закономерности индивидуального развития человека.




Тема 14: Закономерности индивидуального развития человека.

Ключевые слова: онтогенез; эндогенные, экзогенные факторы среды, биологический и паспортный возраст; вторичные половые признаки, половое созревание, акселераты, ретарданты.

Индивидуальное развитие организма в биологии назы­вают онтогенезом. Онтогенез человека представляет собой процесс морфофункциональных, физиологичес­ких и биохимических преобразований, которые пос­ледовательно проходит организм в течение всей жиз­ни от его зарождения и до конца жизни.

В процессе онтогенеза организм последовательно про­ходит ряд закономерных этапов, составляющих возраст­ную периодизацию (1В помощь учащимся рекомендуем работы Колесова Д.В., Хрипковой А.Г., Юровского СЮ.)

В нашей стране широко используется возрастная пе­риодизация, принятая в 1965 г. в Москве на VII Всесоюз­ной конференции по возрастной морфологии, физиоло­гии и биохимии. Согласно этой периодизации выделяют­ся следующие периоды и границы онтогенеза:

Периоды

Границы

Новорожденность

1-10 дней

Грудной возраст

10 дней -1 год

Раннее детство

1-3 года

Первое детство

4-7 лет

Второе детство

8-12 лет (мальчики) 8-11 лет (девочки)

Подростковый возраст

13-16 лет (мальчики) 12-15 лет (девочки)

Юношеский возраст

17-21 год (юноши) 16-20 лет (девушки)

Зрелый возраст I

22-35 лет (мужчины) 21-35 лет (женщины)

Зрелый возраст II

36-60 лет (мужчины) 36-55 лет (женщины)

Пожилой возраст

61-74 года (мужчины) 56-74 года (женщины)

Старческий возраст

75-90 лет

Долгожители

90 лет и старше

В основе индивидуального развития человека лежит сложный процесс реализации наследственности. Наслед­ственная программа индивидуального развития реали­зуется под влиянием внутренних (эндогенных) и внеш­них (экзогенных) факторов. Среди экзогенных факто­ров доминирующее значение имеют экологические фак­торы среды (радиация, высота над уровнем моря, геохи­мия почв и воды и др.). Одни из них могут замедлять тем­пы биологического развития и созревания, другие - ус­корять. Например, у жителей высокогорья биологичес­кое созревание организма наступает на 1-2 года позже по сравнению с представителями той же этнической груп­пы, проживающих на равнине. В районах с большим со­держанием кальция, фосфора, алюминия, железа, сти­мулирующих процессы костеобразования, население ха­рактеризуется большой высокорослостью, удлиненнос­тью размеров лица. При избытке кремния - минерала, угнетающего процессы костеобразования, напротив, дли­на тела меньше, размеры лица крупные, череп широк и короток.

На процессы индивидуального развития влияют так­же социальные или социально-организованные факто­ры (уровень питания, медицинское обеспечение, сани­тарно-гигиенические условия, занятия физическими уп­ражнениями и спортом и др.).

На эндогенном уровне - темпы роста и развития ор­ганизма и его окончательные размеры тела преимуще­ственно определяются генетической программой развития. К числу таких генетических факторов, относятся ДНК, хромосомы, тип конституции, темпы биологиче­ского созревания и старения организма. Одним из инди­каторов индивидуального развития является биологи­ческий возраст.

В процессе эволюции человека в результате естествен­ного отбора отбирались и закреплялись признаки и каче­ства, способствующие лучшему приспособлению челове­ка к окружающим условиям существования.

Для индивидуального развития человека характер­ны следующие общие закономерности:

Первое — последовательность развития, которая выражается в жестком генетическом контроле прохож­дения организмом всех основных фаз роста и развития; устойчивости к внешним факторам; способности стаби­лизировать ход развития и возможности возвращаться к запрограммированной в генотипе кривой роста, даже в том случае, когда нарушена (например, по причине бо­лезни) траектория развития.

Второе — единство непрерывного и прерывистого, постепенного и цикличного, что проявляется в посте­пенном замедлении темпов роста после рождения с после­дующим скачкообразным его ускорением в пубертатном периоде (периоде полового созревания ).

Первый максимум скорости роста длины тела имеет место у мальчиков от 4 до 5,5 лет, у девочек в 6 лет. По­сле него скорость роста постепенно падает. В13,5 -15,5 лет

у мальчиков отмечается пубертатное ускорение роста с достижением второго пика скорости, с последующим рез­ким падением величины прироста.

У девочек максимальный пик прироста приходится на возраст 10-11,5 лет. То есть у них на 3-4 года раньше на­ступает пик роста длины тела по сравнению с мальчи­ками.

В одни возрастные периоды преобладают процес­сы роста, в другие - процессы развития. Так, от рож­дения до 1 года, с 3 до 7 лет и после 12 лет преоблада­ют процессы роста, а от 1 года до 3 лет и от 7 лет до 12 лет преобладают процессы дифференцированного раз­вития.

Третье - гетерохронность (разновременность) со­зревания разных систем организма или тканей и раз­ных признаков в пределах одной системы.

Так, мозг (а вместе с ним череп, глаз, ухо) развива­ется раньше любой другой части тела. Мозг с самых ранних стадий внутриутробного развития и далее по массе ближе к своему конечному значению, чем лю­бой другой орган человеческого тела, за исключени­ем глаза.

Таблица 1. Возраст начала ускорения и максимальной скоро­сти роста продольных размеров тела (по материалам 1956— 1957 гг., г. Москва)

Признаки

Начало ускорения

Мах

Мальчики

 

 

Длина тела

Длина верхнего отрезка

Длина корпуса Длина ноги

Длина руки                    

9,5 лет

 

7, 5-8лет

8,5-9,5 лет

9-11 лет

7-10,5 лет

13,5-14,5 лет

 

14-15,5 лет

14 —15 лет

11,5-14,5 лет

12-14 лет

Девочки

 

 

Длина тела

Длина верхнего отрезка

Длина корпуса Длина ноги

Длина руки

8,5 лет

 

7 — 9 лет

7,5-8,5 лет

8,5 лет

7,5-8,5 лет

10-11,5 лет

 

10-11,5 лет

10,5-12,5 лет

10-10,5 лет

10-10,5 лет

Гетерохронность характерна и для изменений с возра­стом пропорций тела (табл.1).

Рост различных продольных размеров тела имеет раз­ный темп. Достижение пика скорости и окончания роста происходит неодновременно, что приводит к различным пропорциям тела.

Быстрее созревают и достигают своих окончатель­ных размеров дистальные( расположенные дальше от центра) отделы конечностей по сравнению с прокси­мальными (расположенные ближе к центру).

Четвертое - индивидуальное разнообразие возраст­ной динамики человека, которая зависит от множества наследственных и средовых факторов. Основной харак­теристикой, определяющей темпы роста, развития, созревания, старения организма и продолжительность жизни, является биологический возраст.

В практике используют различные индикаторы би­ологического возраста: физиологические, биохимиче­ские, морфологические, психофизиологические, пси­хологические, комплексные и др. Однако чаще ис­пользуют морфологические индикаторы (скелет­ный и зубной возраст, показатели полового разви­тия — вторичные половые признаки). В зависимо­сти от степени выраженности этих индикаторов судят о биологической зрелости организма. Индивид может по своему биологическому возрасту соответствовать норме своего паспортного возраста, опережать его, или отставать от него.

В этих случаях говорят о детях:

  нормально развивающихся,

   опережающих в развитии (акселератах)

  отстающих в биологическом развитии (ретардантах).

Уровень биологической зрелости возможно оценить по вторичным половым признакам у мальчиков и де­вочек.

Выделяют три фазы полового созревания: предпубертатную, пубертатную и постпубертатную.

1. Предпубертатная продолжается у девочек с 9 до 12 лет, у мальчиков - с 11 до13 лет (до первых признаков полового созревания).

2. Собственно пубертатная - у девочек в 12-16 лет, у мальчиков - 13-17 лет.

3. Постпубертатная - у девушек 16-18 лет, у юношей -17-19 лет.

Интенсивность протекания полового созревания име­ет индивидуальные и половые различия.

С целью определения уровня биологической зрелости у подростков 10-17 лет используется оценка выражен­ности вторичных половых признаков.

К числу таких индикаторов относят: у мальчиков и девочек развитие оволосения в подмышечных впадинах, в области лобка; выраженность кадыка у мальчиков; на­бухание соска у мальчиков и развитие грудной железы у девочек; перелом голоса от детского до мужского и появ­ление первых поллюций у мальчиков и первых менстру­аций у девочек.

В процессе полового созревания меняется выражен­ность этих индикаторов, опираясь на которую выделя­ют следующие варианты биологической зрелости мальчиков и девочек:

1) развитие соответствует календарному возрасту (вы­раженность вторичных половых признаков соответству­ет возрастному нормативу);

2) развитие ускоренное (опережение по выраженнос­ти вторичных поповых признаков составляет 1 год и бо­лее);

3)  развитие замедленное (отставание по выраженнос­ти вторичных половых признаков составляет 1 год и бо­лее).

Вопросы для повторения:

1. Назовите периоды и границы возраст­ной периодизации

2.  Какие факторы влияют на индивиду­альное развитие человека?

3.  Какие общие закономерности харак­терны для индивидуального развития человека?

4. Что такое гетерохронность роста и раз­вития, в чем она выражается?

5. Что такое биологический возраст? Как определяется биологическая зрелость?

6. Как называется заключительный этап онтогенеза?

Задания для самостоятельной работы:

1. Перечислите и запишите в таблице факторы, влияющие на индивидуальное развитие человека.