Тема 12: Социализация и саморазвитие, самосознание и самовоспитание в процессе физкультурно-спортивной деятельности.






Тема 12: Социализация и саморазвитие, самосознание и самовоспитание в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: социализация, саморазвитие, психомоторное разви­тие, самооценка, самовоспитание.

Человек, понявший связь своего физического состоя­ния, физического совершенства с успешностью в жизни, в повседневной жизни занимается физическими упраж­нениями. Освоение ценностей физической культуры че­рез регулярные занятия позволяет ему самореализовать­ся как личности (Познавательным в освоении вопроса могут стать работы Осниц-кого А.К., Цукермана Г.А., Чудновского В.Э.).

Через взаимосвязь физической культуры с другими проявлениями общественной жизни происходит духов­ное, умственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание. Это способствует всестороннему и гармонич­ному развитию личности, развивает ценные качества личности, такие, как гуманистические убеждения, при­знание первостепенной ценности и приоритетности прав и свобод личности, устойчивость дружелюбного и уважи­тельного отношения к другим людям. К гармоничному развитию человека, созданию мирного общества, заботя­щегося о сохранении человеческого достоинства, направ­лена главная цель олимпийского движения. Существует массовое движение "Фэйр Плэй", что означает "справед­ливая (честная) игра". Правила этой игры были сформу­лированы еще в Древней Греции. "Нет большей победы, чет победа над собой!" - так писал древнегреческий фи­лософ Платон, который сам участвовал в Олимпийский играх.

Для поощрения рыцарского поведения спортсменов в последнее время стали вручать различные награды: "Трофей Пьера де Кубертена за благородный жест", "Трофей Пьера де Кубертена за благородство на протяжении спортивной карьеры". Эти награды ежегодно вручаются спортсменам за выдающийся пример честной игры, не­зависимо от того, любитель или профессионал, знаменит или совсем неизвестен, независимо от возраста, или спортсменам, которые уже перестали выступать и кото­рые в течение всей своей жизни в спорте беззаветно и до конца демонстрировали на соревнованиях истинно спор­тивный характер. С 1991 г. награду за благородство в спорте присуждает Олимпийский комитет России. Лау­реатами стали: бесстрашная альпинистка, не раз выру­чавшая товарищей в самую трудную минуту, Е. Ивано­ва; чукотский гонщик на собачьих упряжках Н. Эттыне, отдавший верную победу из-за того, что в пургу бро­сился отыскивать заблудившихся иностранных соперни­ков. Желание победить, установить новый рекорд застав­ляет спортсменов, тренеров, ученых постоянно думать, что еще можно улучшить в тренировочном процессе.

Становление человека как личности носит название социализации. Этот процесс занятий физической куль­турой и спортом включает в себя, с одной стороны, усво­ение общественного и культурного опыта, норм и правил жизни в обществе через выполнение человеком различ­ных социальных функций (ролей) и приобретение жиз­ненного опыта, а с другой - формирование психологичес­ких свойств личности (направленности, характера, спо­собностей и др.). В процессе социализации ребенок познает самого себя и на этой основе осуществляет самосо­вершенствование.

Открытие собственного "Я" на социальном, личност­ном уровне — это поиск своего места в системе человечес­ких отношений, ощущение себя творцом собственной биографии.

"Я" - это субъект собственного развития. Самостоя­тельность, ответственность, инициативность - все эти качества являются непременными условиями самораз­вития.

Саморазвитие характеризует сознательное изменение и (или) столь же сознательное стремление сохранить в не­изменности свое «Я». Цели, направления, средства этих изменений определяю «Я» сам. Активное участие в физкультурно-спортивной деятельности дает человеку знания о различных сторонах и компонентах этой деятельности, о возможностях организма в конкретных условиях, сти­мулирует развитие самосознания и самовоспитания.

Самосознание отражает осознание человеком себя как личности, осознанность своих интересов, стремлений, пе­реживаний, его знания о самом себе.

В процессе формирования самосознания у человека по­является определенное отношение к себе. Сочетание знаний о себе, отношений к себе, образует неотъемлемую часть са­мосознания - самооценку человека. В процессе занятий физическими упражнениями она является результатом сравнительного познания себя через соотношение знаний о себе со знаниями о других или об идеальном образе, суще­ствующем в его представлениях. На основании результатов этого процесса формируется отношение к себе: самоуваже­ние, гордость, тщеславие, презрение, ненависть и др.

Самовоспитание определяет формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью. Чаще оно возникает в подростковом возрасте. Однако пред­посылки самовоспитания можно видеть в поведении детей более раннего возраста. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок ориентируется преимуще­ственно на оценки взрослых, то при переходе к подрост­ковому возрасту усиливается влияние коллектива сверст­ников на его личностное развитие.

В подростковом возрасте решающую роль в самовоспи­тании играет самооценка своих физических возможнос­тей. Важным мотивом самовоспитания становится недо­вольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам. В юношеском возрасте са­мовоспитание приобретает более зрелый и целенаправлен­ный характер. Благодаря возникшему осознанию своего места в мире, стремлению служить высоким обществен­ным идеалам самовоспитание невозможно без анализа сво­их индивидуальных особенностей, физических способно­стей и возможностей.

Проблема соотношения свободы и ответственности как цели самовоспитания является для личности посто­янной, не имеющей окончательного решения. Ее анализ осуществляется с помощью таких форм самовоспитания, как самообучение, направленное на преодоление соб­ственных недостатков физической подготовленности; си­стематизация добытых знаний, умений, навыков и вы­работка на этой основе опыта, с помощью которого обра­зуется мировоззрение.

В самовоспитании взаимодействуют: деятельность по накоплению знаний, двигательных умений и навыков, их классификации, систематизации, включению в мировоз­зрение и корректировка на этой основе способа самореа­лизации и достижений физического совершенства. Вся эта деятельность может быть охарактеризована как процесс овладения физической культурой.

Главным содержанием самовоспитания в процессе физкультурно-спортивных занятий является систематическое расширение и углубление специальных знаний и их практическое использование, творческая реализация. В результате занятий физическими упражнениями совер­шенствуется сам человек. Более гармоничными, стройны­ми, красивыми становятся формы тела, легкой и упругой походка, стройнее осанка. Движения приобретают более совершенную форму, становятся экономичными, ловки­ми, координированными, уверенными. Такие занятия способствуют воспитанию духа творчества и уверенности в своих способностях и силах для достижения цели. Бла­годаря настойчивой и целеустремленной тренировочной деятельности укрепляется здоровье, повышается физиче­ская дееспособность человека.

В процессе самовоспитания человека происходит фи­зическое совершенствование, изменяется его уровень об­разованности, меняется отношение к самому себе, изме­няется отношение к нему со стороны окружающих его людей, меняется его социальный статус.

Вопросы для повторения:

1. Каким образом идет процесс социали­зации человека?

2. Почему важно формирование "Я -образа" человека?

3. Раскройте значение слова "саморазви­тие".

4. Влияет ли физкультурно-спортивная деятельность на эмоционально-волевую сферу человека?

5. Что такое "самосознание"? Есть ли самосознание у индивида?

6. Почему самовоспитание наиболее актуально в подростковом возрасте?

7. Что является мотивом самовоспита­ния?

8. Какие психические качества личности воспитываются в процессе физкультурно-спортивной деятельности?

Задания для самостоятель­ной работы:

1. Изобразите схематично влияние заня­тий физической культурой на психомо­торное и интеллектуальное развитие человека.

2. Составьте план самовоспитания.

3. Осуществите анализ и обсудите отры­вок "Гавриллиада" А.С. Пушкина.

"Сплетенные, кружась идут по лугу, На вражью грудь опершись бородой, Соединив крест-накрест ноги, руки, То силою, то хитростью науки Хотят увлечь друг друга за собой. Не правда ли? Вы помните то поле, Друзья мои, где в прежни дни, весной, Оставя класс, играли мы на воле И тешили отважного борьбой".