Тема 8: Развитие нравственной сферы личности школьника в процессе физкультурно-спортивной деятельности






Тема 8: Развитие нравственной сферы личности школьника в процессе физкультурно-спортивной деятельности

Ключевые слова: нравственность, нравственные нормы, нравственные принципы, спортивная этика, поведенческие нормы.

Понятие нравственного воспитания в человеческом обществе связано с понятием морали, или нравственнос­ти. Под моралью, или нравственностью, понимают нор­мы поведения человека в обществе, сложившиеся в ходе его исторического развития. Они выражают отношения человека к труду, Родине, обществу, коллективу, где он учится или работает, к самому себе, своим поступкам и действиям. В совокупности это составляет то, что при­нято называть нравственной воспитанностью, которая яв­ляется стержневой характеристикой личности (Для самостоятельного изучения вопроса рекомендуем работы Асе­ева В.П., Сенько Ю.В.)

Нравственные нормы поддерживаются силой общест­венного мнения, воспитанием, традициями. Они не име­ют силы закона, совершаются добровольно и постепенно переходят в привычки нравственного поведения. В нор­мах поведения, принятых в том или ином обществе, от­ражаются особенности общественного строя.

В качестве ведущих нравственных принципов называ­ются коллективизм, требовательность к себе и друг к дру­гу, честность и принципиальность, стойкость и мужество. Общие нравственные принципы конкретизируются в сфе­ре физкультурно-спортивной деятельности. Немаловаж­ное значение в воспитании детей как одного из важней­ших факторов в жизни общества играет семья, семейные традиции, преемственность поколений. К сожалению, сей­час популярность института семьи и брака падает. За по­следние пять лет число зарегистрированных браков в Рос­сии сократилось почти на треть. Вне брака рождается боль­ше детей, чем в послевоенный период. Две трети разводов приходится на молодые семьи. Сегодня государство вы­рабатывает стратегию и политику по укреплению института семьи, где значительную роль отводит здоровому об­разу жизни, физической культуре и спорту.

 Физическая культура и спорт предоставляют действен­ный материал для формирования нравственных представ­лений, чувств, навыков поведения. Физическую культуру и особенно спорт называют "школой эмоций", "школой воли", "школой воспитания". В процессе физкультурно-спортивной деятельности широко используется воспитание через нравственный пример, через упражнение, приучение к этически оправданным нормам поведения, через систе­му регулируемых этических взаимоотношений.

Первоначальные мотивы, побуждающие заниматься физ­культурно-спортивной деятельностью могут быть случайны­ми, малосущественными с точки зрения их социальной зна­чимости. Например, желание развить мышечную силу ради престижа среди сверстников, приобрести привлекательные формы тела, стремление к личному превосходству и т.д. То, в каком направлении будут развиваться эти первоначальные мотивы, насколько содержательными и действенными они станут, во многом предопределяет общую результативность физкультурно-спортивной деятельности. Наиболее суще­ственные мотивы выражаются в осмысленном стремлении к всестороннему развитию, приобретению и совершенство­ванию всего, что определяют ценность человека как актив­ного участника общественного прогресса.

Общественный и личностный смысл физкультурно-спортивной деятельности, чувства высокой ответственно­сти и нравственного долга за достижение намеченных це­лей, целеустремленность, трудолюбие и другие высоко­нравственные чувства и качества формируют у занимающихся основу, которая является источником активной де­ятельности в физической культуре и спорте.

Ряд этических норм, регулирующих поведение и вза­имоотношения в сфере физкультурно-спортивной дея­тельности, составляют спортивную этику. Это выража­ется в требованиях вести себя достойно: честно соблю­дать установленные правила состязаний, быть благо­родным в спортивном соперничестве, не прибегать к запрещенным или сомнительным способам достижения победы, уважать соперника и др.

Специфика физкультурно-спортивной деятельности та­кова, что она неизбежно ставит занимающихся перед не­обходимостью постоянно и твердо соблюдать поведенчес­кие нормы и вырабатывать соответствующие черты пове­дения (строго соблюдать установленный режим занятий физическими упражнениями и общий режим жизни, пра­вила поведения на занятиях, правила игры и состязаний и т.д.). Усвоенные нормы и навыки поведения проходят в процессе физкультурной и спортивной деятельности жес­ткую проверку в условиях усложненных межличностных отношений; выявляются в напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний. Нравст­венные правила прописаны олимпийской клятвой, кото­рая в наши дни звучит так: "От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истин­но спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд". Простые, честные и очень хорошие слова. Так

могут говорить только настоящие атлеты, благородные люди. На играх в Москве их произнес гимнаст Н. Андриа­нов. А первая олимпийская клятва прозвучала в 1920 г. Клятва спортивных арбитров появилась на Играх-68 в Ме­хико. И предложил ее наш Олимпийский комитет. Текст клятвы таков: "От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности во время этих Олимпийских игр со всей беспристрастнос­тью, уважая и соблюдая правила, по которым они прово­дятся в подлинно спортивном духе". (Тексты олимпий­ских клятв взяты из учебного пособия B.C. Родиченко и др. "Твой олимпийский учебник".

В играх и спортивных соревнованиях заключены воз­можности для формирования норм коллективного пове­дения. Овладевая различными командными функциями, например защитника, нападающего, занимающиеся учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспри­нимать задачи коллектива как свои собственные, моби­лизовать деятельность других в интересах команды.

Практической основой воспитания этических форм поведения в процессе физического воспитания является организованная система обязательных занятий физиче­скими упражнениями, включающая в себя целую систе­му формирования и закрепления нравственных форм по­ведения, которая дополняется самодеятельными физ-культурно-спортивными занятиями, распространяется на поведение в повседневном быту.

Вопросы для повторения:

1. Что понимают под нравственностью человека?

2. Назовите ведущие нравственные прин­ципы.

3. Какова роль этических норм?

4. Что является практической основой воспитания этических форм поведения в процессе физического воспитания.

Задания для самостоятельной работы:

1.  Приведите пример проявления спор­тивной этики известными спортсменами.

2. Опишите содержание одного из заня­тий физическими упражнениями с на­правленным формированием коррект­ных форм поведения.