Тема 7: Эмоционально-волевое развитие личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности.






Тема 7: Эмоционально-волевое развитие личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: эмоции, положительные эмоции, отрицательные эмоции, воля, волевые качества, волевое поведение, мобилизация воли.

Человек воспринимает предметы и явления окружа­ющего мира со своеобразным переживанием. Одни собы­тия вызывают у него радость, другие - негодование; одни явления ему нравятся, другие вызывают у него неудо­вольствие; одних людей он любит, к другим равнодушен; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми свои­ми поступками он гордится, других стыдится. Удоволь­ствие, радость, горе, страх, гнев, любовь - все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам, которые называются эмоциями (Для самостоятельного изучения вопроса рекомендуем работы Кона И.С, Юркевича B.C.).

Значение эмоций в жизни и деятельности чрезвычай­но велико. Они побуждают человека к деятельности, по­могают преодолевать трудности в учении, работе, спор­те. Положительные эмоциональные состояния повыша­ют работоспособность, снижают утомляемость, отрица­тельные - снижают психическую активность человека, ведут к ухудшению его деятельности, падению работоспо­собности.

Диапазон колебания эмоций в физкультурно-спортивной деятельности чрезвычайно велик - от внешнего спо­койствия, до безудержной радости и глубоких огорчений. Возможность овладеть эмоциями, целенаправленно под­чинить их своей воле в решающей мере определяется си­лой характера, личностными качествами и особенно сте­пенью развития волевых качеств.

В процессе сложной и напряженной тренировочно-со­ревновательной деятельности проверяются и формируют­ся моральные качества человека, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения. На нравственной основе осуществляется воспитание  трудолюбия, способности к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств.

Волевое поведение само по себе может служить источ­ником положительных эмоций: желание преодоления препятствий удовлетворяется самим фактом их преодо­ления, даже если конечная цель осталась недостигнутой. Ведь спортсмены получают удовлетворение не столько от спортивных результатов, сколько от преодоления возни­кающих трудностей.

Воля — это сознательная саморегуляция человеком своей деятельности, обеспечивающая преодоление пре­пятствий и трудностей на пути к цели. Волевое поведе­ние связано с принятием решений и часто сопровожда­ется борьбой мотивов. Преодоление препятствий и труд­ностей требует волевого усилия - особого состояния нерв­но-психического напряжения, мобилизующего физичес­кие, интеллектуальные и моральные силы человека. Яр­чайшим проявлением воли являются многие примеры из жизни наших спортсменов. Это участие в обществен­ной жизни Е. Мухиной, гимнастки оказавшейся прико­ванной к постели в результате спортивной травмы уже более 20 лет. Другим примером проявления воли явля­ется победа В. Санеева на олимпийских играх, достав­шаяся ему в последней попытке в тройном прыжке. Или блестящее выступление С. Хоркиной после неудачного выступления в опорном прыжке из-за неправильно ус­тановленной высоты снаряда на Олимпийских играх в Сиднее.

Физкультурно-спортивная деятельность эффектив­ное средство воспитания волевых качеств человека. Важнейшими из них являются: целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость, решитель­ность, самостоятельность, смелость, выдержка и са­мообладание.

Целеустремленность выражает подчинение чело­веком своего поведения устойчивой жизненной цели, го­товность и решимость отдать все силы и способности для

ее достижения.

Дисциплинированность характеризует сознатель­ное подчинение своего поведения общественным прави­лам. Их соблюдение, выполнение распоряжений разви­вают волю человека приучают его преодолевать внешние и внутренние препятствия на пути к цели.

Настойчивость отражает способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая препятствия и затруднения на пути к ней. Она особенно значима при трудной, скучной, тяжелой работе.

Решительность связана со способностью своевре­менно принимать обоснованные и устойчивые решения, без лишних задержек переходить к их выполнению.

Самостоятельность подчеркивает подчинение по­ведения собственным взглядам и убеждениям. Самосто­ятельный человек всегда готов рассмотреть чужие сове­ты и указания, оценить их и, если они разумны, принять.

Смелость определяет готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасности, личное бла­гополучие, преодолевая невзгоды, страдания, лишения.

Инициативность выражает стремление первым начать какое-нибудь дело.

Выдержка, самообладание характеризует способ­ность постоянно контролировать свое поведение. Это ка­чество предполагает умение воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в дан­ных условиях, сохранять хладнокровие даже в сложных и трудных обстоятельствах.

Проявление воли зависит в первую очередь от мотива деятельности и от того, насколько он совпадает с жиз­ненными интересами человека. Вместе с тем во внешнем своем выражении воля не может проявиться помимо мы­шечных движений. Этим обусловлено единство физичес­кого и волевого воспитания. В процессе обучения движе­ниям, воспитания физических способностей и особенно в процессе спортивного совершенствования обязательно приводятся в действие, проявляются и развиваются во­левые свойства личности.

Основные задачи, относящиеся к воспитанию воли в процессе физкультурно-спортивной деятельности, состо­ят в том, чтобы обеспечить:

- формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ волевых проявлений;

- разностороннее развитие волевых качеств, необходи­мых в данной деятельности, и формирование на этой ос­нове стержневых черт характера, которые проявлялись бы в разнообразных ситуациях жизненной практики.

Специфическим фактором воспитания волевых ка­честв является преодоление трудностей, связанных с мобилизацией воли. Однако это справедливо лишь при определенных условиях:

- если трудности преодолеваются систематически, а не от случая к случаю;

- если они не остаются неизменными, а возрастают;

- если мера возрастаний трудностей не исключает воз­можности их преодоления.

Спорт с его высокими требованиями к физическим и психическим качествам человека, является действенным фактором воспитания воли, одной из самых высоких сту­пеней "школы воли". Это проявляется в условиях повсед­невных тренировок и регулярной практики участия в ответственных соревнованиях. Особенно серьезным волевым испытанием оказываются не только соревновательные си­туации, стимулирующие яркие, эмоционально насыщен­ные, но кратковременные проявления воли, но и повсед­невные, часто утомительные, однообразные занятия, ли­шенные развлекательной атмосферы, которые требуют це­леустремленности, настойчивости и выдержки.

Введение системы дополнительных заданий и устано­вок, стимулирование развития волевых качеств осуще­ствляется в тот период, когда достигается устойчивая адаптация к относительно стандартным комплексам фи­зических упражнений, нагрузкам или когда разученные упражнения становятся настолько привычными, что не требуют значительных волевых усилий. Для этого необ­ходимо использование следующих приемов специальных заданий:

1.  Введение заданий и установок по превышению при­вычных параметров усилий:

- внезапное введение заданий, требующих преодоле­ния утомления. Например, преодолевать дополнитель­ный отрезок дистанции в конце группового кросса с ус­тановкой на опережение; добиться победы в дополнитель­но вводимое время игры;

- проведение прикидок и отдельных контрольных уп­ражнений в условиях неполного восстановления.

2.  Введение соревновательных начал с установкой на обязательное достижение заданного результата, несмот­ря на завышение требования к условиям его демонстра­ции. Например, проведение контрольного состязания с зачетом результата только в том случае, если он показан в первой попытке; или игрового состязания, победитель в котором определяется при условии выигрыша двух игр подряд.

3.  Стимулирование волевых проявлений путем услож­нения внешних условий действий:

-  изменения пространственных условий, усложняю­щих двигательную задачу или повышающих степень ри­ска при выполнении упражнений. Например, метания из уменьшенного круга, прыжки в высоту при суженных стойках, упражнения в равновесии на суженной и повы­шенной опоре и т.п.;

- путем переноса занятий в необычные условия есте­ственной среды или применения непривычного инвентаря, оборудования. Например, проведение занятий на сложнопересеченной местности, в неблагоприятную по­году, с преодолением естественных препятствий, с ис­пользованием подручных отягощений и т.д.

Эффективность воспитания воли в конечном счете оп­ределяется тем, насколько этот процесс перерастает в со­знательную активность человека, направленную на вы­работку своих волевых качеств.

Вопросы для повторения:

1. Как называются формы переживания человеком?

2. Какое значение имеют эмоции в жиз­ни человека?

3. Назовите внешние проявления эмо­ций.

4. Что такое воля?

5. Какие волевые качества человека Вы можете назвать?

6. Чем обусловлено единство физическо­го и волевого воспитания?

7. Какова роль спорта в воспитании воли?

8. Какие волемобилизующие приемы Вы знаете?

Задания для самостоятельной работы:

1. Сделайте анализ результатов Ваших наблюдений за окружающими:

- в каких случаях школьной жизни проявляются положительные эмоции;

- какие ситуации вызывают отрицатель­ные эмоции.

2. По результатам проведенных наблюде­ний за окружающими сделайте выводы:

- Какие волевые качества проявляются у занимающихся во время занятий физи­ческой культурой?

- При этом какие волевые качества преобладают?