Тема 5: Физическая культура в системе гуманитарного образования






Тема 5: Физическая культура в системе гуманитарного образования

 Ключевые слова: физическая культура - часть общей культуры; здоровье человека; модели возникновения заболева­ний; факторы, обеспечивающие здоровье человека; понятие "физическое совершенство"; "физическая культура" как образовательная область; цель обучения образовательной области "физическая культура"; требования к уровню подготовки выпу­скников.

Физическая культура согласно современным представ­лениям рассматривается как неотъемлемая часть и один из основных видов культуры общества и самого челове­ка. Особенность физической культуры заключается в том, что основу ее специфического содержания составляет ра­циональное использование человеком своей двигательной деятельности с целью достижения физической подготов­ки к жизненной практике, оптимизации личного физи­ческого состояния и развития. В зависимости от разви­тия общей культуры общества физическая культура име­ет соответствующее содержание, выполняет функции, установленные данным обществом.

Физическая культура как явление общественной жиз­ни имеет всеобщее значение и охватывает всех членов общества, существует в быту и повседневной жизни каж­дого человека. К ней относятся: формы физкультурной деятельности, ее результаты, а также вся совокуп­ность достижений общества в создании специальных средств, методов и условий развития физической деес­пособности подрастающего и взрослого поколения.

Физическую культуру можно рассматривать в трех ас­пектах:

1. Физическая культура как культура двигательной активности, формирующая и развивающая природные свойства организма. Системное использование физиче­ских упражнений позволяет формировать необходимые

в жизни двигательные умения и навыки, обеспечивать необходимое развитие жизненно важных физических способностей, оптимизировать состояние здоровья и работоспособности.

2.  Физическая культура как совокупность пред­метных ценностей. К ним относятся: средства, мето­ды и целостная система физического воспитания, спор­тивной тренировки, профессионально-прикладной фи­зической подготовки; программно-нормативные и организационные основы физкультурной практики, ее достижения; а также специально созданные для обес­печения ее функционирования сооружения, оснаще­ние инвентарем.

3.  Физическая культура как индивидуальный резуль­тат деятельности, воплощенной в самом человеке, его умениях и навыках, совершенствовании качеств, способ­ностей, увеличении уровня функциональных возможно­стей организма и физической подготовленности, укреп­ление здоровья.

Средства физической культуры как никакая другая сфера культуры дают человеку возможность укреплять и сохранять здоровье, иметь хорошее самочувствие и на­строение, высокую работоспособность, творческое долго­летие.

Проблема сохранения здоровья во всем мире оста­ется актуальной и является постоянным предметом ис­следований многих ученых.

От чего зависит здоровье человека?

Доказано, что в ряду факторов, обеспечивающих здо­ровье, стоят: условия и образ жизни людей -50-55% 'г со­стояние окружающей среды -20-25%; генетические факторы - 15-20%; деятельность учреждений здраво­охранения -10-15%. Основным условием формирования и надежного обеспечения здорового образа жизни явля­ется внедрение физической культуры в повседневную де­ятельность, в быт каждого человека (1 Общие сведения по вопросам здоровья взяты из материалов Все­мирной организации здравоохранения). Основные причи­ны возникновения заболеваний можно выразить следу­ющими моделями:

экологическая модель - состояние окружающей сре­ды. Число агрессивно действующих на человека эколо­гических факторов постоянно возрастает. Экология в на-

стоящий момент не только ставит под угрозу здоровье людей, но и уменьшает вероятность выживания всей био­сферы в будущем;

генетическая модель - изменения в генах человека. Имеются врожденные генетические болезни (болезнь Да­уна, гемофилия и т.д.). Ряд генетических болезней мо­гут происходить также в результате мутаций в генах в течение жизни человека;

аккумуляционная модель (накопительная) - накоп­ление в организме в течение долгого времени продуктов обмена, которые оказывают отрицательное влияние на организм человека;

онтогенетическая модель - гиподинамия (дефицит движений), а также чрезмерные психические и интел­лектуальные нагрузки. Эти факторы вызваны усложне­нием технологий современного производства и способ­ны отрицательно воздействовать на организм человека.

В числе главных факторов сохранения здоровья - фи­зическая культура, регулярные занятия физическими упражнениями, закаливание организма, увлеченность спортом и туризмом.

Наиболее существенный результат полноценного функционирования и развития физической культуры в обществе связывается с понятием "физическое со­вершенство".

Под "физическим совершенством" понимается такая мера всесторонней физической подготовленности, обра­зованности и физического развития индивида, которая способствует требованиям активной жизнедеятельности, выражает достаточно высокую степень развития индиви­дуальной физической одаренности.

Физическая культура в образовательных учреждени­ях составляет неотъемлемую часть процесса обучения и воспитания учащихся. В процессе ее освоения у учащих­ся формируются устойчивые мотивы и потребности в бе­режном отношении к своему здоровью и физической под­готовленности, развитию физических и психических ка­честв, творческому использованию средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Освоение учебного предмета "физическая культура" осу­ществляется в единстве с содержанием таких организаци­онных форм, как физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных кружках и секциях.

Целью обучения учащихся по физической культуре в школе является формирование физической культуры личности юношей и девушек в процессе овладения содер­жанием физкультурной деятельности, освоение ими на­выков разработки индивидуальных методик самостоя­тельными занятиями физическими упражнениями.

Основными требованиями к уровню подготовки выпу­скников образовательных учреждений с углубленным изучением предмета "физическая культура" являются следующие.

Выпускник должен знать:

-  основы истории развития физической культуры и спорта в общественно-экономических формациях, разви­тие физической культуры и спорта в родном крае;

- цели воспитания в современных социально-экономи­ческих условиях, особенности педагогической деятель­ности учителя (тренера);

- закономерности индивидуального развития человека в процессе онтогенеза, гигиенические нормы и требования к условиям занятий физическими упражнениями, психо­логические и физиологические основы здорового образа жизни, способы сохранения и укрепления здоровья;

-  особенности врачебно-педагогического контроля, приемы первой медицинской помощи, методы и средст­ва восстановления в спорте;

- основы развития физических качеств, основные на­правления использования физической культуры, фор­мы, средства и методы оздоровительной физической культуры;

- способы и формы организации самостоятельных за­нятий физическими упражнениями, использование средств физической культуры для физического развития и укрепления здоровья, индивидуальные способы конт­роля за физическим развитием и физической подготов­ленностью.

Выпускник должен уметь:

- владеть техникой выполнения движений в избран­ном виде спорта, использовать ее в условиях соревнова­тельной деятельности;

- проводить самостоятельно занятия физическими уп­ражнениями, поддерживать необходимый уровень физи­ческого развития и физической подготовленности;

- разрабатывать индивидуально необходимый двига­тельный режим, контролировать и регулировать свое функциональное состояние, вести дневник занятий фи­зическими упражнениями;

- соблюдать правила безопасности на занятиях физи­ческими упражнениями, оказывать первую медицин­скую помощь.

Знания и умен1 выпускник!

Выпускник должен демонстрировать:

Двигательные

Контрольные

Воз-

 

 

УРОВЕНЬ

 

 

способности

упражнения

раст,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мальчики

 

 

Девочки

 

 

 

 

 

Н — низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

С - средний

 

 

 

 

 

 

 

 

В- высокий

 

 

 

 

 

 

 

Н

С

В

Н

С

В

Гибкость

Наклон вперед

15

4

8-10

12

7

12-14

20

 

из положения

16

5

9-12

15

7

12-14

20

 

сидя, см

17

5

9-12

15

7

12-14

20

Координаци-

Челночный

15

8.6

8.4-8.0

7.7

9.7

9.3-8.8

8.5

онные

бег

16

8.2

8.0-7.6

7.3

9.7

9.3-8.7

8.4

способности

(3x10 м), с

17

8.1

7.9-7.5

7.2

9.6

9.3-8.7

8.4

(ловкость)

 

 

 

 

 

 

 

 

Скоростные

Бег 30 м,с

15

5.5

5.3-4.9

4.5

6.0

5.8-5.3

4.9

способности

 

16

5.2

5.1-4.8

4.4

6.1

5.9-5.3

4.8

(быстрота)

 

17

5.1

5.0-4.7

4.3

6.1

5.9-5.3

4.8

Скоростные

Прыжок в

15

175

190-205

220

155

165-185

205

силовые

длину с места, см

16

180

195-210

230

160

170-190

210

способности

 

17

190

205-220

240

160

170-190

210

Силовые

Подтягивание

15

3

7-8

10"

5"

12-13

16"

способности

на высокой

16

4

8-9

11"

6"

13-15

18"

 

перекладине из виса, количество

раз         (мальчики),

на низкой

перекладине

из виса лежа,

количество раз (девочки)

17

5

9-10

12"

6"

13-15

18"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выносливость

6-минутный

15

1100

1250-1350

1500"

900"

1050-1200

1300

 

бег,м

16

1100

1300-1400

1500"

900"

1050-1200

1300

 

 

17

1100

1300-1400

1500"

900"

1050-1200

1300

Вопросы для повторения:

1.  Расскажите о взаимосвязи физичес­кой культуры с общей культурой, значе­нии физической культуры в жизни каж­дого человека.

2.  Назовите факторы, обеспечивающие здоровье человека.

3. Назовите причины возникновения бо­лезней.

4. Расскажите о трех аспектах физичес­кой культуры.

5. Что такое физическое совершенство?

6. В чем особенность освоения физичес­кой культуры в образовательных учреж­дениях?

7.  Каким требованиям должен соответ­ствовать выпускник школы по предме­ту "физическая культура"?

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовьте реферат "Значение физи­ческой культуры в жизни человека и об­щества".

2. Дайте сравнительный анализ заболе­ваемости среди учащихся вашей школы, посещающих и не посещающих спортив­ные секции.

3. Составьте свою программу средств фи­зической культуры по сохранению и ук­реплению здоровья.

4.  Осуществите анализ требований, ко­торым должен соответствовать выпуск­ник школы и сравните со своими воз­можностями.