Тема 4: Социальная сущность и функции физической культуры






Тема 4: Социальная сущность и функции физической культуры

Ключевые слова: социальные функции физической культуры, специфи­ческие функции физической культуры: образова­тельные, прикладные, спортивные, рекреативные, оздоровительно-реабилитационные; общие функции физической культуры: эстетические, нормативные, информационные, воспитательные, социализации личности, социальной интеграции.

Физическая культура является социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами социальной действительности, ши­роко и глубоко проявляется в жизни людей.

Воздействуя на естественную природу человека, физи­ческая культура содействует развитию его жизненных сил и общей дееспособности, что способствует совершен­ствованию его духовных возможностей, всестороннему и гармоническому развитию личности (1 Ведущими исследователями социальных основ физической куль­туры являются Жолдак В.И., Пономарев Н.И., Чепик В.Д.)

Социальные функции физической культуры

Под функциями физической культуры понимаются объективно присущие ей свойства воздействовать на че­ловека и человеческие отношения, удовлетворять и раз­вивать определенные потребности личности и общества. Функции физической культуры реализуются в полной мере не сами по себе, а главным образом через активную деятельность человека, направленную на освоение и ис­пользование соответствующих культурных ценностей.

Следует различать специфические и общие функции физической культуры.

 

Специфические функции физической культуры

Специфические функции отражают сущность физиче­ской культуры, основой которой является двигательная.

Функции физической культуры и их разновидности.

Специфические функции отражают сущность физической культуры, основой которой является двигательная деятельность. Видный теоретик физической культуры Л. П. Матвеев выделяет функции: образовательные, прикладные, «спортивные», рекреативные и оздоровительно-реабилитационые.

Специфические образовательные функции наиболее ярко выражены в системе образования и воспитания (детский сад, школа, профессионально-техническое училище, техникум, лицей, колледж, высшее учебное заведение). Важную роль эта функция играет и в спорте в детско-юношеском возрасте. Формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков, освоение и совершенствование технических действий, формирование

прикладных умении и навыков и т.п. составляют содер­жание физического образования.

Специфические прикладные функции физической культуры выступают как фактор профессионально-при­кладной физической подготовки. Имеется немало про­фессий, которым обучают в системе ПТУ, техникумах, институтах, университетах, требующих необходимой прикладной подготовки. Она включает в себя знания, умения и навыки, не только составляющие предмет бу­дущей профессиональной деятельности, но и способству­ющие освоению профессий, формирование которых иг­рает большую роль в развитии профессионально важных способностей.

Спортивные функции физической культуры наиболее ярко выражены в сфере спорта высших достижений. Они проявляются в том, что физическая культура служит фак­тором достижения максимальных результатов в реали­зации физических и других связанных с ними возможно­стей человека.

Рекреативные функции физической культуры пред­ставлены в режиме активного отдыха (различные виды туризма, рыболовство, охота, физкультурные и спортив­ные развлечения). Необходимость физической рекреации обусловлена потребностями производства и других видов деятельности в средствах восстановления сил. Двигатель­ная активность в режиме расширенного отдыха позволя­ет оптимизировать физическое состояние, снижать негативное воздействие окружающей среды (шум, виб­рация и т.п.), характера самого труда (тяжёлый фи­зический труд).

 

 

Специфические функции физической культуры

 

Оздоровительно-реабилитационные функции про­являются в системе специальных восстановительных мер в целях лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных вследствие заболеваний и травм. Физкультурные оздоровительно-реабилитационные ме­роприятия имеют большое значение в системе научной организации труда. Проведение профилактических меро­приятий позволяет устранить стрессовые факторы и не­гативные последствия, возникающие вследствие физичес­кого и психического напряжения на производстве и современных условий жизни.

Общие функции физической культуры.

Физической культуре свойственны общекультурные функции, которые проявляются в экономической, соци­ально-политической, духовной сферах жизни человека, в области физической культуры. К ним относят функции: эстетические, нормативные, информационные, общевоспитательные, социализации личности и социальной интеграции.

Эстетические функции физической культуры про­являются в эстетическом воздействии на человека. В про­цессе занятий физическими упражнениями формирует­ся красивая осанка, осуществляется гармоничное разви­тие форм тела, воспитывается понимание красоты и изя­щества движений.

Нормативные функции физической культуры формируют представления о возможностях человека, его физическом совершенстве, физической подготовленности и спортивном мастерстве. В процессе использования цен­ностей физической культуры вырабатываются и закреп­ляются определённые нормы, имеющие регламентиро­ванное и оценочное значение. Особенно ярко это проявля­ется в спорте. Нормативные функции влияют на отноше­ние людей к физической культуре, стимулируют и упорядочивают её использование в интересах личности и общества.

Информационные функции физической культуры отражают накапливающуюся и передающуюся из поко­ления в поколение информацию о духовных и материаль­ных ценностях, созданных в области физической куль­туры. Сведения о человеке, его возможностях, средствах и путях их увеличения позволяют создать стройную сис­тему знаний, на основе которых вырабатываются новые знания. Их использование в практике физической куль­туры даёт рациональные основы для совершенствования природных качеств человека. Большое значение для при­общения людей к физической культуре имеет радио, те­левидение и другие каналы распространения массовой информации. Анализ средств массовой информации, её тематика по освещению физкультурных и спортивных проблем позволяет говорить о положительном влиянии на людей, о вовлечении их в активные занятия физичес­кими упражнениями.

Воспитательные функции физической культуры от­крывают большие возможности не только для физического, но и для нравственного, эстетического интеллектуального, трудового воспитания. Воспитательное воздействие на чело­века осуществляется большим числом социальных и поли­тических институтов. К ним относятся: семья, средства мас­совой информации, система образования, государственная власть, религиозные конфессии, политические партии, ин­ститут предпринимательства, система физической культу­ры и спорта.

В силу своей специфики спорт и физическая культу­ра обладают огромным воспитательным потенциалом и рассматриваются как один из важнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рас­сматривается как спортивно-патриотическое воспита­ние. Спортивно-патриотическое воспитание - многопла­новая, систематическая, целенаправленная деятель­ность государственных органов, общественных объеди­нений и организаций по формированию физически и ду­ховно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высо­ким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга. Притягатель­ная сила физических упражнений, высокие требования к проявлению физических и духовных сил представля­ют широкие возможности для целенаправленного вос­питания духовных черт и качеств человека. Конечный эффект в достижении воспитательных целей во многом зависит от социальной направленности всей системы воспитания и деятельности воспитателей.

Функции социализации личности проявляются в процессе реализации ее потребностей в физическом и ду­ховном развитии. Физическая культура представляет широкие возможности для вовлечения людей в общест­венную жизнь, формирования у занимающихся опыта социальных отношений, общения. Она даёт простор для саморазвития личности, ее активной жизненной пози­ции. Особенно ярко это проявляется в физкультурно-оздоровительных праздниках, спортивных сорев­нованиях.

Функции социальной интеграции физической куль­туры проявляются в объединении людей в определённые организации (спортивные команды, клубы, общества и т.п.) на основе общности интересов и совместной деятельности. Особенно ярко это проявляется в спорте.

Вопросы для повторения

1. Что понимается под функциями физической культуры?

2. Какие функции относят к общим функциям физической культуры?

3.Какие функции относят к специфи­ческим функциям физической культу­ры?

4.  Что отражают образовательные функции физической культуры и где они наиболее характерно выражены?

5. Какие функции физической культу­ры наиболее ярко выражены в сфере служебной и производственной дея­тельности?

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте краткую характеристику специфическим функциям физической культуры.

2. Аналогичным образом дайте характе­ристику общим функциям физической культуры.