РАЗДЕЛ I СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 1: Исторический процесс формирования физической культуры и спорта.




Тема 1: Исторический процесс формирования физической культуры и спорта.

Ключевые слова: физическая культура общества, система физическо­го воспитания, зарождение видов спорта.

Физическая культура является органической частью общей культуры общества и самого человека.

Физическая культура - явление исторически обус­ловленное. Ее возникновение относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является ре­зультатом общественно-исторической практики людей. Необходимость подготовки людей к жизни, труду, дру­гим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие фи­зической культуры ( по тексту идет ссылка на работы ведущих отечественных уче­ных Столярова В.И., Пономарева Н.И).

Физическая культура как составная часть общей культуры человека в условиях первобытного строя возникла на основе трудовой деятельности. Ее отличала тесная связь с трудом и бытом, доступность для всех чле­нов рода. Охота и другие жизненно важные занятия тре­бовали от человека необходимого уровня развития дви­гательных умений и навыков.

Развитие мышления у первобытного человека в усло­виях первобытного строя явилось субъективной предпо­сылкой возникновения физического воспитания в обще­стве. Существенное значение в происхождении тех или иных видов физических упражнений и игр имели геогра­фическое расположение и климатические условия, в ко­торых жили люди. У народов Севера с древнейших вре­мен в труде и быту применялись лыжи; у жителей, оби­тавших на берегах водоемов, широко практиковались

гребля, плавание; у кочевых народов развивалась верхо­вая езда.

В процессе появления орудий труда и оружия, новых форм ведения хозяйства появлялись новые физические упражнения и игры.

Развитие производительных сил и расширение трудо­вого опыта привело к усложнению воспитания вообще и физического воспитания в частности. Большую роль в формировании системы физического воспитания игра­ла военная организация родовой общины. Физическое воспитание в этих условиях выполняет функцию под­готовки не только к трудовой деятельности, но и к во­енному делу.

Это привело к появлению различий в воспитании мальчиков и девочек. Физические упражнения и игры становятся важным средством воспитания молодежи.

Выделение военной и родовой аристократии; обеспе­чение ее более совершенным оружием; наличие у знати большого количества свободного времени и игнорирова­ние ею физического труда привело к разделению физи­ческого воспитания по сословно-классовому признаку. Утратив свою однородность, физическое воспитание распалось на два направления: господствующего клас­са и народных масс.

В рабовладельческий период наибольшее распро­странение физическая культура и спорт получили в странах Древнего Востока и в античных государствах Греции и Рима. В этих странах создаются свои системы физического воспитания, появляются специ­альные школы, строятся спортивные площадки, устра­иваются состязания. В это же время зарождаются древ­ние олимпийские игры.

С разложением рабовладельческого общества изме­няется порожденная этим обществом культура и ее составная часть - физическая культура.

История физической культуры средних веков в своем развитии проходит три этапа: раннего, раз­витого и позднего средневековья, совпадающих в основ­ном с этапами феодальной общественно-экономичес­кой формации. В период раннего и развитого феодализ­ма оформилась (главным образом в странах Европы) система военно-физической подготовки рыцарей, ос­новные черты которой - военная направленность и классовый характер. Народные массы имели большие по сравнению с рабовладельческим обществом, возмож­ности для занятий физическими упражнениями и иг­рами.

В период позднего феодализма появляется буржуазная культура и ее составная часть - физическая культура и спорт.

В первый период новой истории утверждаются новые взгляды на физическую культуру. Возника­ют два направления в использовании средств, форм и методов: гимнастическое (главным образом в стра­нах континентальной Европы) и спортивно-игровое (в англо-саксонских странах и других регионах мира). Наблюдается подразделение различных видов физических упражнений на гимнастику, игры и ту­ризм.

Во втором периоде новой истории от Парижской коммуны до Великой Октябрьской социалистической революции наблюдается обострение борьбы, между буржуазией и рабочим классом, что привело к обра­зованию двух противоположных направлений в спортивно-гимнастическом движении: рабочего и бур­жуазного.

Перед рабочим спортивно-гимнастическим движе­нием стояла задача физической подготовки рабочих масс к классовой борьбе. В деятельности буржуазного спортивно-гимнастического движения просматрива­лась тенденция к использованию спорта, гимнастики и игр в целях отвлечения народных масс от классовой борьбы.

Появляются новые формы спортивно-гимнастическо­го движения, связанные с национально-освободитель­ным движением. Создаются специальные системы физи­ческого воспитания, направленные на военно-физичес­кую подготовку и воспитание.

Главной особенностью развития физической куль­туры и спорта между Первой и Второй мировыми войнами явилось образование двух различных направ­лений: социалистического и буржуазного.

Советское физкультурное движение было доступно всем слоям населения. Большое влияние на развитие буржуазного спортивно-гимнастического движения оказали итоги первой мировой войны. Побежденные страны (Германия и ее союзники) готовили население к новым завоеваниям. Страны-победители (США, Ан­глия, Франция и др.) усилили военную направлен­ность спорта. Во всех странах шла организационная перестройка спортивно-физкультурного движения. В годы второй мировой войны рабочие спортсмены мно­гих стран Европы сражались против фашистской Гер­мании на фронтах войны и в отрядах сопротивления фашизму.

После Второй мировой войны в Болгарии, Венгрии, Че­хословакии, Польше, ГДР, Румынии, Китае, Корее, Вьет­наме, Кубе и других странах физкультурные организа­ции в своей деятельности опирались на традиции и опыт советской системы физического воспитания.

В настоящее время высшим достижением в разви­тии физической культуры в современном мире явля­ется олимпийское движение, основанное на общече­ловеческих, культурных и гуманистических ценнос­тях спорта.

Вопросы для повторения:

1. В чем заключается особенность физи­ческой культуры в условиях первобыт­ного строя?

2. Как повлияли климатические условия проживания на возникновение разных видов спорта?

3. Почему физическое воспитание в раз­личные периоды носило характер воен­ной подготовки?

4.  Что послужило потере однородности физической культуры?

5.  Особенности развития физической культуры после второй мировой войны

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить и написать реферат на тему: "Физическая культура античной Греции".