Социальное воздействие и психология в развитии гибкости

Цель психологии — описать, объяснить и предсказать поведение. Сог ласно мнению Сейдж (1971), «социальное содействие изучает последствия присутствия других на поведение человека... Социальная психология изу чает, как и почему поведение одного человека влия




 

ВЛИЯНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ПУТЕМ РАСТЯГИВАНИЯ

Даже если спортсмен заявляет, что он не реагирует на зрителей и что обратная связь с одноклубниками для него не имеет значения, иногда избежать влияния присутствующих все же не удается.

Многие виды спорта, например плавание, гимнастика, легкая атлетика и другие, включают динамические социальные взаимосвязи, поскольку спортсмены общаются с тренерами, товарищами по команде, соперниками и нередко с болельщиками и зрителями. Эти социальные факторы могут влиять на развитие гибкости и в конечном итоге на само выступление спортсмена.

Так как люди, которые могут оказать влияние на спортсмена — друзья, родители, одноклассники, кумиры — имеют различные взаимоотношения со спортсменом, степень их влияния на него неодинакова. Спортсмен может воспринимать их влияние как положительное, отрицательное или нейтральное, в зависимости от прошлого опыта общения с ними.

Последствия социального содействия. Зрители могут быть пассивными по отношению к спортсмену или активными, желая ему победы или, напротив, не поддерживая его. Изучение влияния пассивных зрителей дали довольно противоречивые результаты. В некоторых исследованиях наблюдали улучшение результатов, в других — их ухудшение. Тем не менее, Зайонц (1965), проведя тщательный анализ результатов исследований, обнаружил некоторую закономерность. Он установил, что присутствие зрителей преимущественно помогает спортсменам показать хорошие резуль

таты, в то время как на процесс усвоения определенных навыков и умений влияет отрицательно.

Мотивационные воздействия со стороны зрителей представляют собой, скорее всего, функцию положительного или отрицательного опыта, связанного с пребыванием под наблюдением и оцениванием собственного уровня мастерства. В этих случаях следует учитывать также уровень тревожности индивидуума. Как показывают результаты исследований, он соответствует уровню испытываемого в данной ситуации стресса.

Каким же образом социальное содействие влияет на развитие гибкости? Ошибочные представления и стереотипы в отношении чрезмерной гибкости мужчин являются одним из примеров отрицательного влияния социального

содействия. Способность мужчин выполнять шпагат, например, или какой-то другой элемент, требующий высокого уровня гибкости, может быть отрицательно воспринят зрителями. Для детей подобная ситуация становится источником потенциальной тревожности и психологического стресса. Как отмечает Туфексис (1974), мальчики-танцоры «должны преодолевать не только физические трудности, но и психологические».

Социальное содействие влияет на решение человека продолжать заниматься тем или иным видом спорта. Р.Е.Смит (1986), изучая проблемы детского спорта, предложил теоретическую модель, объясняющую процесс ухода из спорта. Гуд и Вайсе (1987) указывают на то, что уход из спорта может быть связан с психологической, эмоциональной и физической перегрузкой, а также с изменением интересов и (или) переоценкой ценностей. Он, в частности, пишет (1987):

«Решение продолжать заниматься спортом представляет собой функцию затрат (например, времени, усилий, неодобрения со стороны других) и приобретений (например, трофеи, чувство компетенции), когда спортсмен постоянно стремится свести к минимуму затраты и максимально увеличить приобретения. Следовательно, интерес к занятиям спортом поддерживается, если приобретения превышают затраты, а уход из спорта имеет место в противоположном случае. Вместе с тем полностью объяснить поведение только на основании этой простой формулы (т.е. приобретения — затраты) нельзя. Решение продолжать заниматься спортом зависит также от уровня минимального сопоставления спортсмена (наименьший критерий, используемый для оценки чего-либо как удовлетворительного или неудовлетворительного) и уровня сравнения альтернативных видов деятельности. Следовательно, человек может продолжить заниматься спортом даже в случае, если затраты превышают приобретения, при отсутствии альтернативных возможностей. Точно так же спортсмен, у которого приобретения превышают затраты, может прекратить занятия, если появляется более предпочтительная альтернатива».

Показателем влияния присутствующих на развитие гибкости является степень оценки спортсменом уровня одобрения его действий со стороны товарищей. Поэтому, чтобы избежать возможных отрицательных влияний, целесообразно на первых этапах усвоения навыков и умений проводить индивидуальные занятия.

Влияние совместных действий на развитие гибкости при помощи выполнения упражнений на растягивание. Выполнение совместных действий во время разминки или упражнений на растягивание с товарищами по команде может оказать положительное влияние на развитие гибкости (Sage, 1971), так как зачастую при этом члены команды обеспечивают друг друга своеобразными ключами усвоения и, таким образом, служат моделью друг другу, Иными словами, они способны подкрепить правильные реакции, способствующие достижению оптимального уровня гибкости.

Совместные действия могут также вызвать нужную реакцию при помощи отрицательных средств. На тренировочных занятиях на спортсмена может оказываться социальное давление, ведущее к капитуляции или остракизму, что можно проиллюстрировать на примере используемого в плавании подхода Каунсилмена (1968). В соответствии с ним, если спортсмен не способен переносить высочайшие уровни дискомфорта, он вряд ли достигнет высот в спорте. Кроме того, у членов команды может возникнуть чувство презрения по отношению к спортсменам, которые не «выкладываются» на тренировочных занятиях.

Если все члены команды изо дня в день переносят боль и дискомфорт, эти ощущения начинают притупляться. Таким образом, постепенно развивается физическая невосприимчивость к боли: спортсмены начинают воспринимать определенный уровень боли как нечто вполне естественное и необходимое для достижения поставленных целей. Этот подход вполне может быть использован в таких видах спорта, как плавание, культуризм, легкая атлетика, однако он, бесспорно, неприемлем для развития гибкости.

 

психологической тренировки

Психологическая тренировка включает все психологические методы, направленные на улучшение результатов. В процессе развития гибкости возникает потребность добиваться расслабления конкретных мышц во время фазы растяжения, а также движения сегментов тела с заданной амплитудой, скоростью и точностью. Для развития гибкости могут быть использованы два метода психологической тренировки: визуализация, или идео-моторные акты, и самогипноз. Оба эти метода могут использоваться как для устранения напряжения, так и для улучшения результатов. Теоретически психологическая тренировка может способствовать развитию гибкости на двух уровнях: уровне пониженной активации мотонейронов, ведущей к наибольшему расслаблению, и измененном уровне программирования двигательной системы.

КИБЕРНЕТИЧЕСКОЕ РАСТЯГИВАНИЕ

Один из психологических подходов к развитию гибкости — так называемый метод кибернетического растягивания, разработанный Бейтсом (1976) на основании рекомендаций и изложенный в книге доктора Максвелла Мальтца «Психокибернетика» (1970). Главный принцип — «разум выше материи». В предисловии к своей книге Мальтц пишет: «Внутренний образ устанавливает пределы индивидуальных возможностей, то есть того, что вы можете сделать и чего не можете. Расширьте внутренний образ, и вы расширите сферу возможного».

Психокибернетический метод включает усвоение, практику и закрепление новых навыков мышления, представления, запоминания и действия с целью достижения успеха. Сторонники этого метода считают, что мозг человека, нервная и мышечная системы представляют собой в совокупности очень сложный сервомеханизм, которым руководит разум.

В соответствии с психокибернетической философией, ощущение успеха — ключ к успешному функционированию. Уверенность в себе строится на основании положительного опыта. Когда мы приступаем к чему-то новому, наша уверенность в себе невысока, поскольку из своего опыта мы еще не усвоили, что можем достичь успеха. К счастью, нервная система не способна отличить реальный опыт от представленного. В любом случае она автоматически реагирует на полученную информацию, поэтому визуализация (мысленное представление) успешного выступления может укрепить уверенность в себе и положительно повлиять на реальное выступление.

Как отмечает Бейтс (1976), кибернетическое растягивание включает два этапа: этап психической отработки и этап непосредственной отработки. Задачей первой является выбор определенной цели. Чтобы облегчить визуализацию цели, «созидательный автоматический механизм» необходимо обеспечить фактами. «С точки зрения физиологии длину мышцы можно увеличить на 50% при условии отсутствия противодействий растягиванию». Следует также отметить, что цель должна быть практически достижимой.

Затем, используя воображение, создаются мысленные образы, над реализацией которых будет трудиться сервомеханизм. Чтобы все правильно выполнить, необходимо не менее 21 дня ежедневно проводить тренировки по 30 мин. Тренировочные занятия следует проводить в спокойном месте. Главная задача занятия — добиться максимальной реальности и четкости образа. Бейтс (1976) подчеркивает: «Очень важно, чтобы вы видели свой успех и идеально выполняли действие, требующее высокого уровня гибкости».

Заключительным этапом является непосредственная практика. Бейтс (1976) пишет:

«Усвоение любого навыка осуществляется методом проб и ошибок, психической корректировкой после ошибки до тех пор, пока движение не будет успешно выполнено. Ваш сервомеханизм


достигает своей цели таким же образом, он запоминает успешные реакции и забывает предыдущие ошибки. Растягивайтесь медленно, поддерживая минимальную интенсивность разрядки веретенообразной структуры, до возникновения боли; слегка снизьте степень растягивания и дайте мышце расслабиться. Сервомеханизм запомнит это положение и отсутствие мышечного сокращения, которое противостоит удержанию этого расслабленного положения, если вы обеспечиваете его «конечным результатом» или целью».

Удерживая это положение, расслабьтесь; вы должны дать возможность своему сервомеханизму работать, а не заставлять его работать. Связь осуществляется как на альфа-, так и на гамма-двигательных нейронах высших центров, поэтому сенсорная информация, поступающая в эти двигательные нейроны, может компенсироваться за счет информации, поступающей из более высоких центров головного мозга. Во время расслабления ваш сервомеханизм находит проводящий путь и степень ингибирования, чтобы обеспечить достижение вашей цели.

Если вы научились снижать напряжение, идите дальше. Когда вы сможете достичь более глубоких положений растягивания, желательно воспользоваться помощью партнера, который будет помогать вам удерживать положение.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Тот факт, что некоторые заболевания могут быть обусловлены психосоматическими аспектами, известен не одну тысячу лет. В древние времена хорошо разбирались в психосоматических расстройствах, представляющих собой физические расстройства, обусловленные или усугубленные психологическими факторами. Два физических расстройства, предположительно психогенного происхождения, способны влиять на амплитуду движений. Это — мышечно-фасциальные триггерные точки (небольшие узелки спастической или дегенеративной мышечной ткани, которые служат фокальными точками болевых и других нездоровых рефлексов) и артрит (Asterito, 1985; McFarlane и др., 1987). О важности этой проблемы свидетельствует множество публикаций.

ПСИХОЛОГИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ПАЦИЕНТАМИ ПРЕДПИСАНИЙ В ПРЕВЕНТИВНЫХ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММАХ

Проблемы с соблюдением пациентами предписаний возникали издревле, по меньшей мере 2500 лет тому назад. Гиппократ писал, что больные нередко говорили неправду о том, что принимали назначенные лекарства и поэтому, когда лечение не давало результатов, врача подвергали кри- тике не только больные, но и их родственники (Ulmer, 1989). Со временем были разработаны различные методы, направленные на улучшение процесса соблюдения пациентами предписаний специалистов (Cousins, 1979).

 

 

Важность соблюдения пациентами предписаний специалистов

.

Соблюдение пациентами предписаний специалистов играет важную роль на различных уровнях. Соблюдение (несоблюдение) пациентами предписаний специалистов влияет не только на больных, лечащих их специалистов, но и на общество в целом. Несоблюдение пациентом предписаний специалиста влияет на предпринимаемые им терапевтические усилия. Вполне понятно, что если больной не выполняет рекомендации специалиста, это может привести к ухудшению его состояния. В результате врачу приходится пересматривать диагностические оценки или подбирать другой режим лечения. Однако более существенным является то, что для восстановления пациента может потребоваться больше времени (DiMatteo и DiNicola, 1982; Johnson, 1991).

Соблюдение предписаний специалистов очень важно во время осуществления профилактических мероприятий. Несоблюдение рекомендаций приводит к увеличению расходов общества в связи с потерянным рабочим временем, снижением производительности и доходов. В этом случае также увеличиваются расходы страховых компаний.

Факторы, способствующие соблюдению и несоблюдению пациентами предписаний специалистов. На соблюдение или несоблюдение пациентами предписаний специалистов влияют многие факторы, в том числе возраст, образованность, познания в области медицины, настроение, социальная поддержка, самомотивация, экономические факторы, уровень испытываемого усилия, дискомфорт, переносимость боли, наличие времени (Ice, 1985; Milberg, Clark, 1988). Еще одним фактором является способность пациента точно запомнить рекомендации врача (Ice, 1985).

Соблюдение предписаний специалиста может зависеть от веры. Соблюдение предписаний специалиста во многом обусловливается верой больного в специалиста. В сущности, мы можем определить соблюдение предписаний специалиста как действие, основанное на вере. Таким образом, специалист должен прежде всего завоевать доверие больного.

Практические рекомендации для обеспечения соблюдения пациентами предписаний специалистов. На протяжении многих лет специалисты и ученые предлагали различные методы для улучшения соблюдения пациентами их рекомендаций и предписаний.

резюме

Разум определяет границы возможных достижений человека, то есть того, что он может сделать, а чего — нет. Следовательно, расширив внут ренний образ, можно расширить «сферу возможного». Вместе с тем, на нас влияет присутствие других людей. Это влияние может восприниматься как положительное, нейтральное или отрицательное.                                                                                                           

Главным, определяющим успех программы развития гибкости или реабилитационной программы, фактором является соблюдение пациентом или спортсменом рекомендаций и предписаний соответствующих специалистов. В основе соблюдения предписаний лежит вера в них. Для объяснения необходимости соблюдения предписаний предложено немало различных теорий. Существует также целый ряд методов, направленных на максимальное соблюдение предписаний и рекомендаций.