Введение

Уровень спортивного мастерства в различных видах спорта во многом определяет гибкость. Недостаточность гибкости усложняет и замедляет процесс усвоения двигательных навыков, ограничивая проявления силы, скоростных и координационных способностей,снижает...




М. Дж. Алтер
Уровень спортивного мастерства в различных видах спорта во многом определяет гибкость. Недостаточность гибкости усложняет и замедляет процесс усвоения двигательных навыков, ограничивая проявления силы, скоростных и координационных способностей, снижает экономичность работы, повышая вероятность возникновениятравм двигательного аппарата спортсменов. Каждый вид спорта проявляет специфические требования к гибкости, что обусловлено, прежде всего, биомеханической структурой соревновательного упражнения. Трудно переоценить значение гибкости для человека вообще и для спортсмена в частности.
Специалистам в области спорта — тренерам, организаторам физической культуры и спорта, спортивным врачам — крайне необходимо обладать достаточной полнотой знаний о двигательном качестве — гибкости. Не менее важны эти знания и для самих спортсменов. К сожалению, до последнего времени многие аспекты науки о гибкости в специальной литературе о спортивной тренировке освещались недостаточно. Даже в рекомендованных студентам вузов спортивного профиля руководствах по изучению физиологии и спортивной медицины обнаруживаются информационные вакуумы о роли гибкости в подготовке спортсменов высокой квалификации.
Предлагаемая читателям книга «Наука о гибкости» известного американского специалиста в области использования упражнений на растягивание Майкла Дж. Алтера, подготовленная издательством «Олимпийская литература» Национального университета физического воспитания и спорта Украины, должна, по нашему мнению, этот «вакуум» заполнить. В монографии автором достаточно полно изложены современные взгляды на гибкость и растягивание, дана подробная классификация видов гибкости, описаны основные (прямые) и второстепенные (косвенные) факторы, определяющие уровень гибкости.
При этом автор старается акцентировать внимание читателей, главным образом, на факторах, ограничивающих гибкость. Описывая методы, применяемые для развития гибкости, основой которых являются движения (сгибание, разгибание, наклоны и повороты), сопровождаемые растягиванием мышц, их сухожилий и фасций, суставных капсул и укрепляющих суставы связок. М. Дж. Алтер не скрывает существующую противоречивость взглядов на проблему растягивания, подчеркивая при этом, что растягивание тех или иных структур двигательного аппарата должно всегда соответствовать его функциональным возможностям. Тем самым автор ратует за неуклонное выполнение при любых мероприятиях, направленных на повышение уровня гибкости, важнейшего принципа медицины «nо nосеrе!»—не вреди!
Этот принцип является основополагающим и в авторских рекомендациях по оптимизации состояния гибкости в разных группах населения, отличающихся друг от друга по расовым, возрастным, половым признакам, а также по степени тренированности.
К достоинствам книги следует отнести и то, что решение проблемы оптимизации состояния гибкости организма спортсмена, в основном педагогической проблемы, происходит на основе данных анатомических,
биомеханических, физиологических и других медико-биологических наук, что существенно повышает достоверность и практическую значимость авторских выводов и рекомендаций.
Монография М.Дж. Алтера «Наука о гибкости» прежде всего может служить пособием тренерам, спортивным врагам, спортсменам при планировании тренировочных занятий, но книга может быть использована и в качестве пособия для студентов вузов физического воспитания при изучении теории и методики физвоспитания. ряда специальных педагогических и медико-биологических дисциплин. С интересом книгу прочтут и люди, не занимающиеся спортом, обеспокоенные отклонениями по тем или иным причинам от нормы подвижности их двигательного аппарата.