З А К Л Ю Ч Е Н И Е






 

Мировая практика свидетельствует о том, что место физической культуры в системе культурных ценностей человека и общества становится всё более значимым. Однако её истинная роль в этой системе пока ещё не осознана в должной мере в нашей стране.

 Одним из ярких свидетельств этому  является тот факт, что менее 10% населения систематически и целенаправленно используют средства физической культуры в оздоровительных целях для оптимизации состояния своего организма, тогда как в высокоразвитых странах Европы и Америки эта цифра достигает 60-80 %. 

Данный факт является отражением низкого уровня общей и физической культуры, влекущего за собой главное негативное следствие – снижение уровня здоровья нашего населения.

Одной из основных причин такого положения является слабость традиций самостоятельных занятий физическими упражнениями на протяжении всей индивидуальной жизни, что, в свою очередь, обусловлено отсутствием специальных знаний и умений их  эффективной организации.

Для устранения этого недостатка, возникновения своеобразного физкультурного бума, моды на ЗОЖ,  крайне необходимо повышение уровня образованности в сфере физической культуры, являющейся базовой основой и непременным условием успешного формирования мотивов, убеждений, интересов, потребностей,  высокого уровня физической культуры личности.

Гарантированное достижение необходимого уровня образованности (в том числе и в области физической культуры) большинства населения страны, как известно, возможно только  на основе качественного решения задач общего среднего образования. При этом следует иметь в виду, что упущенные в этот период возможности в области формирования интеллектуального компонента физической культуры личности, в дальнейшем оказываются невосполнимыми.

Вместе с тем, практика свидетельствует, что теоретические основы общеобразовательного предмета «Физическая культура», представляющие собой целый пласт разнообразных, очень интересных и полезных знаний, которые должны иметь место в багаже каждого образованного и культурного человека, остаются неосвоенными подавляющим большинством выпускников общеобразовательных учебных заведений. Именно так происходит, когда преподавание физической культуры в школе ограничивается только двигательным компонентом, а освоению теоретического материала не уделяется должного внимания. По этой причине упускается реальная и в дальнейшем практически невосполнимая возможность качественного решения задач образования в сфере физической культуры, являющегося важнейшей основой успешного формирования физической культуры личности и общества.

Сложившееся положение свидетельствует о необходимости перестройки школьной физической культуры, которая должна сопровождаться пересмотром прежних ориентиров и ценностей в области физкультурного образования. С этой целью необходимо, прежде всего, осуществить коренной пересмотр отношения к разделу «Основы знаний», наполнение его новым, полноценным содержанием и внедрение более действенных методических подходов к его преподаванию и освоению учащимися.

Настоящее пособие направлено  на содействие решению именно этой важной проблемы. Оно представляет собой попытку сделать достоянием каждого учащегося (а значит, со временем, и каждого члена нашего общества) комплекса основополагающих знаний, представляющих собой фундамент интеллектуального компонента физической культуры.

Их усвоение призвано способствовать устранению явного дисбаланса между двигательным и интеллектуальным компонентами физической культуры, наполнению этой учебной дисциплины полноценным, интересным содержанием, постановке преподавания этого предмета на более высокий качественный уровень, повышению престижа в ряду других дисциплин учебного плана школы.

Представленный в пособии материал позволяет понять,  насколько обедняется процесс преподавания физической культуры, когда он сводится только к двигательному натаскиванию или выполнению роли одной из форм активного отдыха. Становится очевидным, что игнорирование или неквалифицированное преподавание теоретического раздела лишает этот предмет одной из его фундаментальных основ. При этом происходит выхолащивание образовательной сути и откровенная дискредитация физической культуры как общеобразовательной дисциплины.

В системе знаний, содержащихся в пособии, этот учебный предмет предстаёт как весьма интересная, полезная и довольно сложная учебная дисциплина, объединяющая целый ряд самостоятельных разделов научного знания, как яркая демонстрация их единства и неразрывной целостности.

 Материал пособия убеждает в том, что действительно осознанное использование средств физической культуры требует довольно серьёзного и глубокого ознакомления с основами её теории и методики.

В понимании автора пособия,  главным содержанием предмета «Физическая культура» должно быть предоставление ученику возможности получения информации, позволяющей осознать жизненную необходимость приобретаемых двигательных умений и навыков, овладеть способами их творческого применения для достижения высокого уровня физической и умственной работоспособности, а также содействовать формированию представлений о возможностях собственного организма и умений осуществлять самостоятельную  деятельность по разработке и выполнению программы физического самосовершенствования.

Наполнение преподавания этого предмета таким содержанием исключает всякие сомнения в том, является ли он общеобразовательной дисциплиной, решающей те же главные задачи, что и другие предметы учебного плана школы. При этом трудно переоценить роль физкультурного знания, которая заключается в выполнении функции своеобразного катализатора прогресса физической культуры в обществе.

В таком новом качестве предмет «Физическая культура» не только теряет признаки «неполноценности» по сравнению с другими предметами учебного плана школы, но и приобретает свойства одной из системообразующих основ общего среднего образования.

При разработке пособия  автор исходил из того, что оно должно представлять собой систему основ знаний, призванных служить не только (да и не столько) для подготовки к экзамену, но и в качестве интеллектуальной основы для организации физического самосовершенствования на протяжении всей индивидуальной жизни. Оно на практике должно способствовать реализации такой системы оздоровительной и кондиционной тренировки организма, в основе которой  лежат идеи концепции:  «Я сам себе тренер».

Теоретические сведения, обобщённые в книге, служат основанием для организации успешной и содержательной работы в этом направлении на основе вооружения глубокими знаниями о сущности физической культуры, формировании представлений о ЗОЖ, как непременном элементе личной культуры каждого человека. Они помогают осознать необходимость наличия в общественной оценке уровня общей культуры человека суждения об уровне его физической культуры, как одном из определяющих условий существования культурной, цивилизованной личности.

Автор выражает надежду на то, что возросший уровень физкультурного знания будет содействовать не только повышению эффективности школьной системы физического воспитания, но и серьёзному улучшению состояния проблемы физического воспитания в семье.  Сегодняшние учащиеся – будущие родители. В результате заинтересованного ознакомления с содержанием  пособия они окажутся значительно более подготовленными для успешной закладки основ физической культуры у своих будущих детей уже с самого раннего возраста.

Пособие может быть полезным и для сегодняшних родителей, которые были лишены возможности получения этих знаний в период своего обучения в школе.

Автор надеется, что освоение совокупности изложенных в пособии знаний послужит повышению уровня общей и физической культуры, будет  содействовать изменению взглядов на природу двигательной активности, её роли в жизни современного человека, а это значит, и формированию новой, более отвечающей условиям и требованиям современной жизни, структуры физкультурных потребностей в обществе.