8.7. Развитие физических качеств как единый процесс.






Множество специальных исследований свидетельствуют,  что целенаправленное воздействие на  развитие одного из физических качеств, оказывает влияние и на развитие других.  Характер и величина  такого влияния зависят от двух причин:

·     исходного уровня  физической подготовленности занимающегося;

·     величины и характера применяемых нагрузок;

 

У человека, только начинающего заниматься, имеющего низкий уровень общей физической подготовленности, упражнения, требующие проявления преимущественно одного физического качества, предъявляют  значительные требования и к проявлению других.  При этом наибольшее воздействие на организм  оказывают упражнения на быстроту, применяемые в виде циклических движений максимальной интенсивности.  Такие упражнения оказывают  одновременно значительное влияние как на развитие анаэробных, так и аэробных возможностей. На последние воздействие оказывается уже в восстановительном периоде между повторениями в процессе ликвидации кислородного долга, что  приводит к повышению  уровня развития выносливости. Эти упражнение требуют и значительного проявления силы, поэтому происходит увеличение и силовых показателей.  В таких случаях упражнения только на силу или, в особенности, только на общую выносливость, оказывают менее широкое и комплексное воздействие.

Однако в дальнейшем, при достижении определённого уровня развития  физических качеств, подобный параллельный прирост показателей прекращается.  Это происходит потому, что спринтерские упражнения  уже будут предъявлять  слишком малые требования в отношении силы и выносливости.  Происходит, так называемая,  диссоциация  (от лат. “разъединение”)  физических качеств.  Этот процесс заключается в том,  что упражнения, которые раньше вызывали развитие всех основных физических качеств, начинают оказывать тренирующее воздействие лишь на некоторые из них.  В последующем могут проявиться даже отрицательные взаимоотношения  между отдельными качествами, например, между максимальной силой и гибкостью, максимальной силой и выносливостью в марафоне и т.п.

Очень важно также учитывать, что наивысшие показатели в развитии одного из физических качеств могут быть достигнуты лишь при определённом уровне  развития остальных.  Поэтому развитие физических качеств всегда должно носить комплексный характер, обеспечивая их гармоничное развитие в необходимом соотношении. Вместе с тем это требование вовсе не предполагает одинаково интенсивное воздействия  на все физические качества  одновременно.  Скорее наоборот, - оно всегда должно предусматривать  акцентированное воздействие на одно из них, осуществляемое в соответствии с наиболее благоприятными периодами их естественного развития.  При этом всегда особенное внимание должно отводиться развитию силовых способностей , как базовых по отношению к остальным.