7.10. Роль технических средств в освоении двигательных действий.






В последние десятилетия широкое распространение получило конструирование и применение в практике освоения и совершенствования движений разнообразных технических средств и специальных тренажёрных устройств . Теоретической основой для этого явилась разработанная в начале 70-х годов  профессором И.П.Ратовым  концепция “искусственной управляющей среды”. Дальнейшая разработка теоретических аспектов этой концепции, а также экспериментальное конструирование и широкое использование в физкультурно-спортивной практике разнообразных устройств такого типа связано с именами таких учёных как С.П.Евсеев, Н.Г.Сучилин, М.Г.Лейкин, Ю.Т.Черкесов, Г.И.Попов, Ф.К.Агашин, В.Н.Курысь и мн. др.

Особенная эффективность от использования подобных устройств связана с такими факторами как  создание возможности резкого ограничения  степеней свободы, создание условий целостного и качественного выполнения упражнений уже на самых начальных этапах его освоения (с первых попыток его освоения), а также моделирование условий, соответствующих  рекордным показателям результативности осваиваемых движений.  При этом многие из таких устройств  обеспечивают одновременное, “сопряжённое”  воздействие как на процесс освоения двигательных действий, так и на эффективное  развитие специальных двигательных качеств.

Совмещение этих устройств с современными компьютерными технологиями раскрывает новые широчайшие возможности их применения. Они появляются благодаря возможности получения срочной и сверхсрочной (уже в процессе выполнения движения) информации о самых разнообразных параметрах движения, их отклонении от заданных или необходимых параметров и, даже, внесение необходимых поправок непосредственно в ходе выполнения движения. Иными словами, предпринимаются попытки использования принципа “сенсорных коррекций”  в условиях “искусственной управляющей среды”.

Представленные достоинства и возможности специальных технических средств и тренажёрных устройств свидетельствуют, что будущее развития технологий обучения движениям и развития двигательных способностей связано именно с ними.  Эти устройства уже в настоящее время находят своё самое широкое  применение во многих видах спортивной деятельности на порядок ускоряя решение задач по освоению и совершенствованию движений и развитию специальных двигательных качеств.  Уже имеются примеры их эффективного использования с оздоровительными целями, а также в практике массовых форм занятий физической культурой.