7.9. Двигательные ошибки: их предупреждение и исправление.






Выполнить движение сразу правильно, без ошибок, в обычных условиях, как правило. оказывается невозможным. Данное обстоятельство очень осложняет процесс  освоения движений. Некоторые из ошибок обусловлены закономерностями формирования двигательного навыка, другие связаны с отсутствием необходимых представлений, третьи с несоблюдением определённых условий и т.п.

Успех в освоении движений во многом зависит от того, насколько правильно определены причины происхождения двигательных ошибок и насколько методы их исправления соответствуют истинным причинам их возникновения.  Наиболее типичными являются следующие группы ошибок:

·     внесение в двигательный акт дополнительных ненужных движений;

·     закрепощённость движений, несоразмерность мышечных усилий, привлечение к участию в движении ненужных групп мышц;

·     отклонения по направлению и амплитуде движений;

·     искажённость общего  ритма двигательного действия;

выполнение движения на недостаточно высокой скорости.

 

Основными причинами этих групп  ошибок являются :

·     неправильное или недостаточно полное представление о структуре и двигательном составе осваиваемого двигательного действия;

·     неправильное или недостаточно полное  понимание двигательной задачи;

·     недостаточность двигательного опыта занимающегося;

·     недостаточная физическая подготовленность занимающегося;

·     неуверенность, боязнь, чувство утомления и т.п.;

·     неправильная организация процесса освоения двигательного действия.

 

Для повышения эффективности освоения двигательных действий и профилактики ошибок большое значение имеет правильный регламент их выполнения. Основными параметрами такого регламента являются число повторений и интервалы отдыха между ними.  Их конкретные характеристики могут быть самыми различными, так как определяются многими факторами (сложностью движений, этапом освоения, индивидуальными возможностями занимающихся и т.п.). Вместе с тем, во всех случаях следует помнить и соблюдать следующие общие правила:

·     число повторений нового действия определяется возможностями обучаемого улучшать движение при каждой новой попытке;

·     повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;

·     интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки (готовность как физическую, так и психическую);

·     продолжать освоение движений в условиях прогрессирующего утомления нецелесообразно и даже вредно ;

·     интервалы между занятиями должны быть по возможности короткими, чтобы избежать угасания ещё не стойких умений.