7.8. Общая структура и основные задачи процесса освоения двигательных действий.






Все рассмотренные выше фазы и стадии формирования двигательного навыка, изложенные в соответствии с теорией о построении движений Н.А.Бернштейна,  находятся в полном соответствии  с хорошо известными и широко распространёнными представлениями об общей структуре   процесса обучения двигательным действиям, в которой выделяют  три этапа усвоения учебного материала.

Работа на этих этапах характеризуется определёнными отличительными чертами, которые находят отражение в особенностях задач освоения, а также используемых средствах и методах.

В соответствии с этой структурой, содержанием  первого этапа  является формирование целостного представления о двигательном действии и его первоначальное разучивание.  На этом этапе формируются предпосылки для усвоения двигательного действия и возникновение первоначального двигательного умения, позволяющее занимающемуся выполнять двигательное действие в общих чертах.

Второй этап  характеризуется углублённым детализированным разучиванием. В результате на этом этапе  происходит уточнение двигательного умения и оно частично переходит в навык.

Третий этап  это процесс достижения мастерства в овладении техникой осваиваемого двигательного действия.  Ему соответствует закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия, в результате чего и формируется прочный навык. Происходит приспособление навыка к различным условиям его выполнения.

·     Эта общая структура процесса освоения двигательного действия не должна рассматриваться как совершенно неизменная стандартная схема. В определённой мере она может  быть конкретизирована и модифицирована  в зависимости от конкретных целей, задач освоения, особенностей двигательного действия и т.п. Так, в условиях массового обучения движениям осуществляется, в основном, первый и частично второй этапы, а дальнейшее совершенствование происходит в процессе самостоятельных занятий. В то же время, в спортивной тренировке имеют место все три этапа, причём, последний рассматривается как главный предмет деятельности и представляет собой многолетний процесс.