7.7. Формирование двигательного навыка.






Правильное и результативное выполнение любого движения  возможно только благодаря  стройному взаимодействию нескольких уровней построения движений.  Такое взаимодействие не возникает  сразу и само собой . Для его формирования требуется большая работа . Эта работа и есть то, что называется упражнением, в результате которого  и происходит формирование двигательных умений и навыков.

Этот процесс по своей сути представляет собой  изменяющийся характер  управления движениями внешне выражающийся в неодинаковой степени  владения двигательным действием..

Двигательное  у м е н и е  -   это такая степень владения техникой действия,  когда управление осуществляется  при ведущей роли сознания, а само действие отличается нестабильным способом  решения двигательной задачи.

Уже из этого определения видно,  что самой характерной чертой  двигательного умения  является то, что управление движениями происходит при ведущей роли сознания. Другими характерными чертами двигательного умения являются :

·     отсутствие стабильности, постоянный поиск способов наилучшего  решения двигательной задачи;

·     невысокая скорость;

·     малая прочность, неустойчивость к сбивающим факторам;

·     отсутствие возможности для переключения внимания на объекты окружающей обстановки.

 

Первоначальное умение выполнять двигательное действие возникает на основе следующих факторов:

·     уже имеющегося двигательного опыта, ранее выработанных координациях, ощущениях и восприятиях;

·     состояния общей физической подготовленности;

·     знания техники действия и особенностей его выполнения;

·     сознательных попыток построить  некоторую, новую для себя систему движений.

 

Несмотря на перечисленные недостатки, двигательные умения имеют  большое значение в процессе овладения движениями, которое заключается в следующем:

·     основой двигательного умения является творческий поиск способов выполнения движений , что несёт в себе большие образовательные возможности;

·     умения имеют большую  познавательную ценность, поскольку приучают анализировать сущность двигательных задач, условия их решения,  управлять собственной  умственной и двигательной деятельностью;

·     двигательные умения являются тем уровнем владения двигательным действием, который характерен для всех “подводящих” упражнений;

·     двигательное умение представляет собой первый уровень владения двигательным действием, являющийся переходной стадией к формированию двигательного навыка, которую миновать невозможно.

 

Двигательный  н а в ы к   -  это такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями  происходит автоматизированно и действие отличается высокой надёжностью.

Двигательные навыки, как высшая  ступень владения  двигательным действием,  имеют исключительно важное значение  в учебной, трудовой,  бытовой и физкультурно - спортивной  практике.  Для них  характерны свои  отличительные черты, многие из которых являются прямой противоположностью  тем,  которые характерны для умений.  Основными из них являются:

·     автоматизированный характер управления действием;

·     высокая быстрота действия;

·     стабильность результата действия;

·     чрезвычайная прочность и надёжность.

 

Каким же образом и благодаря чему становится возможным достижение таких характеристик  двигательного действия? И на этот сложный вопрос чёткий ответ даёт  учение о  построении движений Н.А.Бернштейна.

В соответствии с этой теорией,  навык активно сооружается нервной системой, и в этом строительстве последовательно сменяют друг друга  существенно различные между собой и расположенные в строгой последовательности фазы или этапы.

Такими фазами являются:  определение ведущего уровня;  определение двигательного состава навыка;   выявление и роспись коррекций;  автоматизация,  стандартизация  и  стабилизация двигательного навыка. Границы перечисленных фаз формирования навыка в значительной мере условны и могут частично налагаться друг на друга.

Итак, с возникновением  необходимости решения  новой двигательной задачи, первым является вопрос об определении ведущего уровня.  Обычно он не вызывает больших затруднений . У взрослого человека  большинство движений осуществляется  на уровне действий - “Д”. Это налагает заметные отличия на освоение навыка взрослым  по сравнению с детьми, у которых в распоряжении нет ничего, кроме  уровня “С”. У взрослых уровень “Д” “впрягается” в дело даже тогда, когда неизбежно в последующем переключение на уровень “С”, как, например, при освоении навыка плавания, когда это происходит уже во взрослом возрасте.  Такое переключение всегда очень трудная процедура. Этим, в частности,  объясняется тот факт,  что навыки плавания легче освоить ребёнку, чем взрослому.

Вторая фаза - определение двигательного состава, представляет собой  начало практической деятельности по освоению навыка

Двигательный состав - это всё то, что определяет форму, характер, конструкцию движения. В физкультурно-спортивных двигательных действиях он совпадает  с тем, что  называют способом, стилем движения - способ прыжка, метания, стиль плавания и т.п. Хотя часто бывает, что двигательный состав , на первый взгляд, кажется хорошо знакомым и очевидным, его уточнение в процессе двигательного прочувствования  может быть связано с преодолением ряда трудностей. Особенно часто это случается с теми, кто осваивает новые движения самоучкой. В таких случаях много труда уходит на прямое изобретательство по поводу  двигательного состава.

На определение двигательного состава заметный отпечаток накладывают  индивидуальные особенности человека. Уровень физического развития , двигательной подготовленности, особенности телосложения, степень развития  мозговых уровней  так разнообразны и неповторимы, что каждый занимающийся  что-то привносит в двигательный состав  в соответствии с этими  своими личными особенностями. Внешне это может найти выражение  в каком-то особом изгибе или повороте руки, ноги, головы, туловища, которым сопровождается  выполнение того или иного  упражнения.

Третья фаза  -  выявление и роспись коррекций. При освоении нового движения занимающийся вначале не имеет  никакого представления о тех коррекциях,  которые нужны для его выполнения. Этим объясняется трудность  управления этим движением , хотя его двигательный состав  вполне ясен и движение кажется простым и доступным для повторения.  Здесь дело в том, что  видеть как что-то делается и сделать это самому - совсем не одно и то же.

Разница между второй фазой (определение двигательного состава)  и третьей  (“прощупывание” коррекций)  как раз и заключается в том, что в первом случае обучающийся  устанавливает как выглядит снаружи движение, а во втором - пытается прочувствовать как ощущается это движение и его “сенсорные коррекции” изнутри.  Именно в этой фазе надо “наощущаться”  сполна,  для чего необходимо многократное повторение решения  данной двигательной задачи (многократное повторение двигательного действия). При этом нервная система выясняет  в распоряжении какого из фоновых уровней  имеются те коррекции,  которые лучше всего подходят  для данного движения.  Эта работа почти полностью осуществляется бессознательно, однако разумным вниманием  можно несколько помочь делу.

Внезапный качественный скачок в освоении, характерный, например, при освоении навыка плавания , означает,  что в этот момент вступает в строй  выработанная в соответствующем уровне  фоновая коррекция, которая и обеспечивает успех  этого движения. Таким образом, секреты навыков  плавания и велоезды заключаются не в каких-то особенных телодвижениях, а в особого рода ощущениях и коррекциях , которые невозможно растолковать никаким показом и рассказом.

За определением нужных коррекций  наступает их роспись  по фоновым уровням.  В результате выявляются те проприоцептивные сигналы, которые с наибольшим мастерством  умеет схватывать и использовать уровень “В”, или те ощущения от органов равновесия, на которые тоньше всего и правильнее откликается  уровень “С” и т.д.

Содержанием четвёртой фазы  формирования двигательного навыка  является  автоматизация , то есть переключение  фоновых коррекций  в подходящие для них  низовые уровни построения движений.

Как уже отмечалось, в начале процесса выработки  нового двигательного навыка  занимающийся пытается решить двигательную задачу полностью силами и средствами одного только ведущего уровня. По мере того, как в процессе упражнения  у него вырабатываются подходящие  фоны и автоматизмы,  он постепенно передоверяет  соответствующим низовым уровням  управление многочисленными деталями, которые раньше кое-как  обслуживались за счёт  ведущего уровня.

Этот спуск фоновых коррекций  в подходящие для них низовые уровни  и называется  а в т о м а т и з а ц и е й   двигательного навыка. Благодаря этому, ведущий уровень , а вместе с ним и сознание, освобождаются от побочной  работы. Выигрыш заключается и в том,  что переключение коррекций на уровни,  лучше приспособленные  к управлению деталями, способствует повышению качества  выполнения движений. Поэтому автоматизмы - это всегда скачок по качеству выполнения движений.

Глубоко неправильно представлять автоматизмы, как что-то застывшее, неизменное. Они могут быть даже более гибкими и приспособительными, чем любые сознательные движения.  Их существенный признак только в том, что для своего осуществления они не нуждаются в подключении сознания. Автоматизмы разгружают сознание, которое теперь всё больше может быть направлено на отслеживание  самых существенных и ответственных  сторон движения, не отвлекаясь на мелочи.

Если в процессе автоматизации осуществляется передача коррекций уровню “В”, не пользующемуся  телерецепторами, например, зрением,  то она сопровождается хорошо всем известным  фактом - выключением зрительного контроля (ведение мяча без зрительного контроля).

В сложных двигательных навыках автоматизация может  совершаться не в один, а в несколько последовательных приёмов.  В значительной мере это обусловлено тем,  что в сложном навыке все фоны, управляемые разными уровнями,  в конце концов реализуются  через напряжения одних и тех же  мышц. Поэтому на первых порах могут возникать заминки в освоении навыка (пока фоновые коррекции разных уровней срабатываются),  после которых наступает очередной автоматизационный скачок.

Завершение выработки нового навыка осуществляется в процессе ещё двух различных между собой фаз, которые проходят не поочерёдно, а одновременно, тесно переплетаясь между собой.  Это фазы   стандартизации  и  стабилизации.  Они бывают настолько трудоёмкими, что нередко по времени могут  превышать все им предшествующие.  Эти фазы следует рассматривать как этап окончательной  отделки, пригонки, шлифовки навыка.

Сущность процессов, происходящих в течение этих фаз заключается в следующем. При повторениях хорошо освоенные навыки выглядят стандартно как близнецы. Такая стандартность движений даётся нервной системе нелегко и не сразу. При увеличении темпа движений, например, в таких огромных синергиях как локомоции (ходьба, бег и др.) в два или три раза, происходит возрастание сил отдачи (реактивных сил) в четыре или в девять раз. Столкновения между ними противодействуют усилиям мышц, делает движение невыполнимым. Поэтому  нервная система ищет такую форму движения, в которой реактивные силы не проявляют своих разрушительных свойств и, если ей это удаётся, то она “ухватывается” за эту форму со всей возможной цепкостью.

В природе (точнее в биодинамике) существует совсем небольшая группа форм, при выполнении которых реактивные силы не только не сбивают, а наоборот, прямо поддерживают движение, придают ему дополнительную устойчивость. Такие движения называются динамически устойчивыми.  Из этого становится понятно, почему в спортивной практике существует такое небольшое количество стилей, общепринятых форм движений, например, спортивно-гимнастических движений, или стилей прыжков,  плавания, способов метаний и т.п. Эти стили и способы как раз и есть те «счастливо» найденные двигательные составы действий, которые в той или иной мере соответствуют свойствам динамической устойчивости. Именно поэтому бывает очень трудно изобрести новый стиль прыжка, плавания или метания.

Благодаря тому, что в динамически устойчивых движениях реактивные силы становятся союзниками навыка, осуществляется большая разгрузка мускулатуры и внимания. При этом расслабляется жесткая узда “сенсорных коррекций”, которая была совершенно необходима раньше. При повторных попытках удачно выполненное движение по своим ощущениям резко контрастирует с неудачными и поэтому способствует более прочному запечатлению ощущений, соответствующих правильному выполнению. Внешне это выражается в снижении вариативности внешних параметров движения и в их  стандартизации.

Фаза  стабилизации  приходится на одно и то же время с фазой стандартизации, но имеет другой смысл и значение, которые связаны с борьбой против  деавтоматизации.  Главной причиной деавтоматизации навыка являются различные сбивающие воздействия, которые можно разделить на три группы:

·     побочные помехи внутреннего происхождения (утомление, плохое самочувствие и т.п.);

·     помехи внешнего происхождения (холод, жара, отвлекающий шум и т.п.);

·     сбивающие воздействия в виде осложнения самой двигательной задачи ( например, вмешательство сознанием в работу фоновых уровней).

В борьбе против них большую помощь оказывает преднамеренное предъявление обучающемуся по возможности большего числа специально и разумно подобранных видоизменений условий решения двигательной задачи.  При этом очень важно помнить, что в начале выработки навыка такие видоизменения очень опасны и даже бывают неприемлемыми, но к концу его формирования являются очень полезными. Их основная суть в том, что они развивают находчивость, приспособительную маневревнность, которые и застраховывают навык от сбиваемости.  Следовательно, самой рациональной и правильно организованной является такая тренировка, при которой затрата наименьшего труда  сочетается с хорошо продуманным разнообразием ощущений, а также созданы условия для осмысленного прочувствования и запоминания этих ощущений.

Как уже отмечалось, сбивающее, деавтоматизирующее воздействие оказывают попытки вмешательства сознанием в работу фоновых уровней, в те действия, которые уже автоматизированы.  Поэтому сознательный контроль в таких случаях - это всегда грубая ошибка.

На основании всего изложенного в данном разделе материала можно сделать следующие  очень важные заключения :

·     н а в ы к - это координационная структура, представляющая собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи;

·     построение двигательного навыка есть активный процесс, а не пассивное следование потоку внешних воздействий, как это следует из теории условных рефлексов;

·     построение двигательного навыка есть смысловое цепное действие, состоящее из целого ряда качественно различных фаз, логически переходящих одна в другую;

·     двигательный навык не является раз и на всегда закреплённым шаблоном или стереотипом и является вариативным и пластичным в полную меру того уровня, на котором осуществляется управление им.

В связи с представленными выше положениями, необходимо обратить внимание ещё на одно важное обстоятельство. Многие ученые, как у нас в стране, так и за рубежом, расходятся в представлениях о том,  что является первичным - умение или навык.  В приведённом выше определении двигательного навыка и многих  других положениях теории Н.А.Бернштейна  очень убедительно обосновано и подтверждено положение о том, что первой стадией овладения действием является  стадия умения, а высшей и последней - стадия навыка.  Иначе говоря, двигательное умение переходит в двигательный навык владения действием, а не наоборот, как можно прочесть в ряде учебников и учебных пособий.

В соответствии с изложенными представлениями, все описанные выше фазы процесса формирования двигательного навыка могут быть объединены  в три стадии, в течение которых происходит преодоление избыточных степеней свободы движущихся органов и превращение их  в управляемые системы.

Первая стадия  характеризуется невысокой скоростью, напряжённостью, неточностью движений. Это объясняется необходимостью блокирования излишних степеней свободы  кинематической цепи. Этой стадии соответствует первые две фазы становления навыка и, частично, третья.

Вторая стадия  характеризуется постепенным исчезновением напряженности, становлением мышечной координации, повышением скорости и точности двигательного акта. Для этой стадии характерны третья и четвёртая фазы - роспись коррекций и автоматизация управления.

Третья стадия  формирования навыка характеризуется снижением доли участия активных мышечных усилий в осуществлении движения за счёт использования реактивных сил, что обеспечивает динамическую устойчивость движений и экономичность энерготрат. В течение этой стадии реализуются фазы стандартизации и стабилизации двигательного навыка.