7.6. Формирование движений у детей и подростков.






Естественные двигательные возможности растущего организма определяются процессом созревания и совершенствования функций центрально-невных двигательных структур.  Дозревание всех  двигательных отделов  мозга и их проводящих нервных путей заканчивается к двухлетнему возрасту. Дальше уже начинается длительная работа по совершенствованию их функций, по прилаживанию друг к другу  всех уровней построения движений, наиболее существенные  черты которых  происходят между 2-мя и 14-ю  годами - возрастом окончательного созревания.

Возраст 3 года - это время, когда ребёнок окончательно перестаёт быть высшей обезьянкой и впервые осваивает такие двигательные действия, которые совершенно недоступны обезьяне. В этом же возрасте начинает обнаруживаться и неравноценность между правой и левой сторонами тела.

Возраст от 3-х до 7-ми лет представляет собой период преимущественно количественного усиления и накапливания всех уровней построения движений , которые начинают заполняться свойственным им содержанием.  Дети этого возраста уже не увальни. Они грациозны и подвижны. Для них характерна  слабость и утомляемость при выполнении движений подуровня “С2” (на точность) и уровня “Д”.

Следующий период  - это возраст 7-10 лет. В двигательных средствах детей, благодаря наполнению  содержанием уровня “С2”  постепенно  входят два новых слагаемых  - сила и точность. Это возраст, в котором жизненная практика очень чутко уловила необходимость начала приучения  к трудовым навыкам. Это период перехода в работоспособное состояние пирамидной двигательной системы  ребёнка. В это время налаживаются  мелкие и точные движения и ребёнку уже есть  чем занять себя, сидя за столом.  У мальчиков усовершенствуются метательные и ударные движения.  В этом возрасте  надо начинать осваивать навыки по верхнему подуровню “С2” и игре на музыкальных инструментах.

После 10-11 лет наступает сложный период  ломки, охватывающий все стороны жизни растущего организма вплоть до 14-15 летнего возраста. Поэтому этот период развития очень трудно охарактеризовать. Уровень “Д”  начинает получать в своё распоряжение  первые “высшие автоматизмы”, представляющие собой главную основу навыков всякого рода.  Гармония и согласие , достигнутые к этому времени между отдельными уровнями построения движений , вновь как бы нарушаются.  На них отражаются огромные сдвиги  в деятельности желез внутренней секреции , всей многосложной химии пубертатного  периода (периода  полового созревания). 

Такая перестройка  всего обмена веществ  рассматривается как ударное строительство , которому приносится в жертву многое другое. Одним из следствий  является неуклюжесть, временное снижение ловкости, а иногда и силы.  Эти нарушения никак не связаны  ни с какими бы то ни было непорядками  в самих двигательных системах мозга. Поэтому необходимо спокойно продолжать  работу по “наполнению” уровней  свойственным им содержанием, то есть стараться расширять свой двигательный опыт путём освоения всё новых  разнообразных движений.  Такая систематическая работа  очень скоро окажет  благотворное влияние  как на сами двигательные проявления, так и на  всю душевную, эмоциональную и социальную стороны  жизни формирующегося человека.