7.2. Краткая история становления и развития теории формирования двигательных навыков.






На пути к современным представлениям о механизмах управления движениями и теории обучения двигательным действиям ведущая роль всегда принадлежала нашей отечественной науке.

Неоценимый вклад в развитие этих теорий с физиологических позиций внесли классики российской науки  И.М.Сеченов , И.П.Павлов ,  А.А.Ухтомский,  Н.Е.Введенский, а также их ученики и последователи В.В.Гориневский , А.Н.Крестовников,  В.С.Фарфель,  К.Х.Кекчеев, А.Ф.Самойлов, Л.В.Чхаидзе, П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн и др.

В разработке педагогической теории обучения движениям важную роль сыграли работы таких учёных как  П.Ф.Лесгафт, К.Х Грантынь,  В.В.Белинович, В.Д.Мазниченко, А.В.Запорожец, С.В.Янанис, М.М.Боген, Д.Д.Донской и др.

В качестве физиологической основы теории обучения двигательным действиям долгое время использовалась теория условных рефлексов И.П.Павлова. Их открытие было одним из крупнейших успехов физиологической науки и на определённом этапе сыграло важную положительную роль в развитии теории обучения движениям.

Физиологическое обоснование процесса формирования двигательных навыков в свете этой теории было осуществлено учеником И.П.Павлова профессором А.Н. Крестовниковым.  Сама же теория обучения двигательным действиям на основе условнорефлекторной концепции в наиболее развёрнутом виде разработана  В.В.Белиновичем.

Согласно этой концепции, в основе двигательного навыка лежит простой или сложный (цепной) условный рефлекс. В результате многократных повторений движения между центрами управления вначале возникают (проторяются), а затем всё более закрепляются нервные связи, что и приводит к формированию, так называемого, коркового динамического стереотипа, который и лежит в основе управления  двигательным навыком. Это формирование проходит через три стадии: иррадиации, концентрации и стабилизации.

Данная  концепция просуществовала в качестве одной из методологических основ теории обучения двигательным действиям вплоть до  70-х годов ХХ века. Её элементы можно встретить и в некоторых современных учебных изданиях.

Положительное влияние теории условных рефлексов очень велико. Благодаря ей стало понятным, что упражнение органов тела вызывает какие-то изменения в головном мозгу, а не в исполнительных органах (руке, ноге, спине и т.п.), как думали раньше. Следовательно, двигательные навыки - это следы запечатлевшиеся отнюдь не в самих исполнительных органах, а в недрах самого мозга.

Однако, суть этих изменений была истолкована неправильно. Как уже упоминалось выше, основой такого истолкования явилась теория “проторения” нервных путей между различными центрами в головном мозгу. Проторением стали объяснять и упражняемость, и обучаемость, и приобретение навыков, и все вообще формы накапливания человеком личного жизненного опыта.

Вместе с тем, следует отметить, что теория условных рефлексов позволяет объяснить далеко не все случаи двигательного поведения, а только те, которые связаны с освоением довольно простых движений, выполняемых в неизменных (стандартных) условиях. Однако в реальной жизни мы можем часто наблюдать, когда один и тот же технический приём выполняется в различных ситуациях, но с неизменным успехом. В таких случаях действие явно приспосабливается к изменяющейся обстановке и это приспособление нельзя объяснить с точки зрения условнорефлекторной теории.

Главная ошибка здесь заключается в уподоблении двигательного навыка человека условному рефлексу, выявленному в опытах на животных.  Это повлекло за собой ряд других крупных ошибок и, в конечном итоге, принесло практике обучения движениям немало вреда.

Одним из главных обстоятельств, послуживших основанием для возникновения всех этих ошибок, явился тот факт, что двигательный навык осваивается не сразу и очень часто требует приложения большого труда. Это и стало основанием для его сопоставления с условным рефлексом, который всегда требовал многократных повторений условий опыта на протяжении длительного времени, что объяснялось трудностями “проторения” новых временных связей.

В дальнейшем выяснилось, что главная причина длительности формирования двигательного навыка заключается не в трудностях “проторения”, а в сложности самого двигательного навыка, образование которого проходит несколько последовательных этапов. При этом действительная цель многократного повторения не в “проторении”, зазубривании или «задалбливании». Оно необходимо прежде всего для того, чтобы с каждым разом всё удачнее решать поставленную перед собой  двигательную задачу и таким путём находить наилучший способ её решения. Это становится возможным благодаря накоплению всего разнообразия тех впечатлений, с помощью которых совершаются коррекции (поправки) данного движения. В свою очередь такие коррекции становятся возможны благодаря сигналам, непрерывно поступающим от работающих органов  (мышц).

Таким образом, в основе современных представлений о механизмах и закономерностях формирования двигательных навыков лежит  т е -о р и я  о б р а т н ы х   с в яз е й ,  обеспечивающих функционирование рефлекторного кольца (вместо рефлекторной дуги), как механизма управления движениями.

В становлении и развитии этой теории большое значение имели работы многих из перечисленных выше представителей отечественной науки. Однако вклад одного из них  Николая  Александровича  Бернштейна (1896-1966)  является особенно весомым и поэтому заслуживает того, чтобы подробнее остановиться на рассмотрении ключевых положений разработанной им теории управления движениями и построения двигательного навыка. Это также позволит познакомиться с целым рядом важнейших положений, без представления о которых невозможно правильно понять процессы , лежащие в основе освоения двигательных действий.