Г Л А В А 7 . Освоение двигательных действий

7.1. Значение процесса освоения движений в жизнедеятельности людей.




Пожалуй, не будет преувеличением утверждение о том, что самое первое с чем сталкивается человек,  начиная уже с момента своего рождения, а затем сопутствует ему на протяжении почти всей его жизни, это необходимость освоения и совершенствования всевозможных  движений и двигательных действий. Успешное владение  движениями необходимо практически в любой сфере бытия. Поэтому освоение новых и совершенствование ранее освоенных двигательных действий продолжается всё то время пока человек прогрессирует в какой-либо сфере деятельности.

Особенно важное значение процесса освоения движений в детском возрасте связано с тем, что оно расширяет возможности активного освоения и познания окружающего мира, способствует более эффективному развитию всех физиологических и психических функций, в том числе памяти, сознания, мышления, интеллекта человека. Такое позитивное воздействие двигательной активности на психику человека обусловлено тем, что именно освоение движений с целью более успешного решения двигательных задач, более эффективного удовлетворения  природной потребности в движении, были ведущим началом в развитии мозга и его функций почти на всём протяжении многовековой эволюции

На начальных  этапах  накопления жизненного опыта освоение двигательных действий предполагает решение следующих наиболее общих задач:

*               обеспечение, так называемой, “начальной школы движений”, то есть научиться управлять относительно простыми движениями, создавая тем самым исходную базу для осуществления более сложных и совершенных форм двигательной деятельности;

*               освоение действий, которые могут быть использованы в качестве “подводящих” упражнений при освоении сложнокоординированных видов деятельности или как средства избирательного целенаправленного воздействия при развитии физических качеств;

*               сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в трудовой, физкультурно-спортивной и других сферах деятельности.

На более поздних этапах жизнедеятельности процесс освоения и совершенствования движений способствует повышению эффективности профессиональной, повседневной бытовой, и физкультурно-спортивной видов деятельности, расширению средств воздействия на собственный организм с целью оптимизации его состояния и формирования достойного и здорового образа жизни(ЗОЖ).

Все эти факты свидетельствуют об исключительной важности знаний и умений по освоению и совершенствованию двигательных действий в процессе жизнедеятельности каждого человека.

Однако этот процесс может быть эффективным только тогда,  когда опирается на знание основных закономерностей управления движениями и осуществляется в соответствии с основными положениями теории обучения двигательным действиям. Для того, чтобы лучше понимать эти закономерности и правила, необходимо хотя бы в самых общих чертах иметь представление об основных положениях этих теорий, а также истории развития научной мысли в процессе их формирования.