Г Л А В А 5. Физические упражнения - основное средство физического воспитания.

5.1. Общее представление о комплексе средств физического воспитания.




 

С р е д с т в а м и   в физическом воспитании  называют  совокупность предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми в процессе воздействия на свою физическую природу с целью её совершенствования (АР).

К настоящему времени в практике физического воспитания  сформировался целый комплекс средств, который состоит из следующих  видов:

·     физические упражнения ;

·     использование оздоровительных сил природы - закаливание, водные процедуры, воздушные ванны,  рациональное использование солнечной радиации и т.п.;

·     использование гигиенических факторов - режим труда, отдыха, питания, соблюдение правил личной и общественной гигиены и т.п.;

·     специально изготовленный инвентарь, технические средства и тренажёрные устройства;

·     идеомоторные,  психогенные и аутогенные средства - выполнение заданий по мысленному воспроизведению движений, связанных с ними ощущений,  приёмы психологического настроя на выполнение движений или способствующие более быстрому и качественному восстановлению после их выполнения и т.п.

 

Основное внимание в данном разделе уделено рассмотрению  физических упражнений, как наиболее специфического средства физического воспитания. Вместе с тем, следует всегда помнить, что все средства физического воспитания должны использоваться комплексно. Только их комплексное использование может обеспечить разностороннее  воздействие на организм и успешное решение всех задач физического воспитания.  Знание полного объёма средств физического воспитания  позволяет:

·     отбирать наиболее эффективные из них для решения тех или иных конкретных задач физического воспитания;

·     составлять многообразные сочетания из различных видов средств;

·     осуществлять целенаправленную разработку новых комплексов и систем физических упражнений.

 

Каждый из перечисленных видов средств отличается спецификой и многообразием воздействия. В связи с этим необходимо учитывать следующие важные положения:

·     многообразие средств создаёт неограниченные возможности при решении   л ю б ы х   задач физического воспитания;

·     это же многообразие  средств создаёт большие затруднения при выборе наиболее ценных из них для решения той или иной конкретной задачи;

·     выбор средств всегда должен завершаться разработкой комплексов, в наибольшей  мере соответствующих каждой конкретной задаче.