3.6. Содержание и структура занятий физическими упражнениями.






История свидетельствует, что одним из первых разработчиков структуры занятий физическими упражнениями был шведский педагог Ялмар Линг (1820 - 1886) . Им разработана система урока, систематизированы средства (физические упражнения), сформулирован ряд методических положений, следование которым необходимо при  организации занятий. Я. Линг сконструировал для занятий гимнастикой специальные снаряды :  гимнастическую скамейку, гимнастическое бревно, специальную стенку, получившую впоследствии название  шведской.  В соответствии с разработанной им схемой,  урок школьной гимнастики представлял собой довольно сложное построение, состоящее из 12-18 частей, следовавших в строгом порядке одна за другой.

К концу Х1Х века в школьный урок были введены подвижные игры, расширен выбор используемых упражнений, упрощена общая схема урока.  Заметный вклад в её разработку внёс французский физиолог Жорж Демени (1850-1917) . Его схема урока состояла уже всего из семи частей, которые наполнялись размашистыми  движениями, без рывков и статических напряжений, которыми изобиловали уроки шведской гимнастики.

Неоценимый вклад в разработку научных основ физкультурного образования внес замечательный русский учёный  Петр Францевич Лесгафт (1836-1909). Он первым заговорил о необходимости “физического образования”, имеющего цели , прежде всего, педагогические о образовательные , в противоположность “гимнастике” преследующей, прежде всего, “развитие силы и поддержание здоровья”.  В своем главном труде : “Руководство по физическому образованию  детей школьного возраста” (1888) П.Ф.Лесгафт подчёркивал, что физические упражнения должны проводиться ежедневно, по возможности между остальными уроками и “при одинаковых с ними задачах”. т.е. уроки физической культуры  должны решать те же задачи, что и остальные школьные предметы - обеспечение определённого образовательного уровня (общего среднего образования).

В настоящее время в отечественной системе физического воспитания урок физической культуры принято  делить на три части :  п о д г о т о в и т е л ь н у ю ,   о с н о в н у ю   и   з а к л ю ч и т е л ь н у ю. Впервые такая структура урока была рекомендована программой по физическому воспитанию издания 1932 года.

·     Структура  урока - это взаимосвязанное и последовательное  расположение во времени всех элементов содержания занятия, . Такое понятие структуры  справедливо для всех форм организации занятий физическими упражнениями, а не только для урока физической культуры. Все указанные части урока являются строго обязательными и располагаются всегда в указанной последовательности. Выделение этих частей не является произвольным, а обусловлено очень важными и объективно существующими физиологическими, психологическими и педагогическими закономерностями. Основными из них являются биологические закономерности функционирования организма, определяющие его работоспособность, и психолого-педагогические закономерности, определяющие логику развёртывания учебно-воспитательного процесса. В результате реализации такой структуры обеспечивается:

·     строго постепенное и последовательное включение занимающихся в активную познавательную и двигательную деятельность;

·     достижение и поддержание должного уровня работоспособности в процессе основной деятельности;

·     последовательное решение намеченных в данном занятии образовательных, развивающих и воспитательных задач;

·     оптимальное выравнивание функционального состояния организма после нагрузок, обеспечение хорошего послерабочего состояния организма, настройку на успешную последующую деятельность учащихся.

Время, отводимое на отдельные части занятия и их конкретное содержание могут быть весьма изменчивыми, так как  зависят от множества факторов :  возрастных и половых особенностей занимающихся,  конкретных задач занятия,  специфики используемых упражнений,  уровня подготовленности и особенностей состояния занимающихся, внешних условий работы и др.

Необходимо помнить,  что решая свои частные задачи, каждая из частей должна служить наиболее эффективному достижению конечного результата занятия в целом, хотя каждая из них отличается своими относительно постоянными и сугубо специфическими чертами.

Подготовительная часть .  Эта часть занятия имеет своей целью , главным образом, создание предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. При этом типичными задачами подготовительной части являются :

·     начальная организация, ознакомление с намеченным содержанием занятия, создание необходимой психологической установки;

·     постепенная функциональная подготовка организма к предстоящим нагрузкам в основной части занятия;

·     создание благоприятного эмоционального состояния и настроя.

В основном эта часть занятия играет вспомогательное значение. Вместе с тем следует помнить, что в этой части школьного урока могут решаться и относительно самостоятельные задачи, например, закрепление навыков строя, формирование навыков правильной осанки, содействие гармоническому укреплению мышечно-связочного аппарата и др. Однако решение этих задач должно осуществляться не в ущерб основной специфической функции - постепенному введению занимающихся в основную работу.

Основная часть . Эта часть занятия выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все основные задачи каждого занятия и физического воспитания в целом.

Специфическими задачами основной части занятий являются:

·     приобретение знаний, умений и навыков, предусмотренных планом данного занятия;

·     освоение знаний,  умений и навыков  самостоятельных занятий физическими упражнениями;

·     содействие развитию основных физических качеств, которые должны обеспечить успешное освоение двигательных действий и разностороннее гармоническое физическое развитие;

·     освоение разнообразных двигательных действий

·     содействие всестороннему воспитанию личности занимающихся;

·     содействие повышению уровня спортивных достижений занимающихся;

·     закаливанию организма, формированию и закреплению правильной осанки;

·     совершенствование навыков профессионально-прикладного характера и др.

Перечисленные задачи и определяют особенности построения и проведения основной части занятия, которая может иметь относительно простую структуру  (когда содержание однородно - например, подвижна игра), а также  сложную, состоящую из нескольких подчастей, число которых определяется количеством основных видов деятельности, включенных в занятие. Например, упражнения с отягощениями,  прыжки в высоту, тренировочный бег и т.п.

В основной части должен быть обеспечен достаточно высокий уровень физической нагрузки, что достигается путем оптимальной интенсивности и необходимым количеством повторения упражнений. Несоблюдение этих условий делает все занятие малоэффективным.

Заключительная часть.  выполняет функции физиологически оправданного завершения занятия, а также создания предпосылок для нормальной последующей деятельности. Наиболее характерными задачами этой части занятия являются :

·     снижение возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем;

·     расслабление напряженно работавших мышц;

·     формирование и укрепление правильной осанки;

·     приведение к  оптимальному уровню эмоционального состояния занимающихся;

·     краткий разбор, подведение итогов занятия;

·     ознакомление с содержанием очередного занятия;

Заключительную часть занятия физическими упражнениями следует всегда рассматривать и как момент связи с последующими занятиями, между достигнутым уровнем знаний, умений и навыков, развития физических качеств  и предстоящей дальнейшей деятельностью в этом направлении.

 

Каждое занятие физическими упражнениями представляет собой единство  структурного и содержательного  компонентов

Под  с о д е р ж а н и е м  физкультурного занятия часто ошибочно подразумевают только определённый набор физических упражнений. Вместе с тем, кроме них весьма важными для достижения намеченного результата являются и другие, представляющие собой единство четырёх основных элементов содержания занятий.

 

 

                    Состав включаемых в занятия физических упражнений.

Их правильный подбор, в соответствии с особенностями конкретных задач занятия и возможностями занимающихся, имеет очень важное значение. Однако, сами по себе упражнения, как бы правильно они подобраны  не были, не могут  обеспечить решение этих задач. Для этого  необходимо обязательное включение в дело других элементов содержания занятия.

2. Содержание деятельности занимающихся  по освоению предложенного состава физических упражнений, которая состоит из следующих видов:

·     слушание педагога, наблюдение, восприятие увиденного;

·     осмысление показанного и услышанного;

·     проектирование собственных действий и попытки их выполнения;

·     организация самоконтроля и самооценки;

·     обсуждение возникающих вопросов, саморегуляция эмоционального состояния.

3. Содержание деятельности педагога, которая складывается из следующих действий:

·     постановка, разъяснение учебных задач и организация их выполнения;

·     непрерывное наблюдение за деятельностью занимающихся;

·     анализ действий занимающихся, оценка и корректировка качества их выполнения;

·     налаживание взаимоотношений между занимающимися, обеспечение делового настроя, необходимого уровня активности, эмоционального состояния учащихся и т.п.

Именно от этих элементов деятельности учащихся и педагога в решающей степени и зависит эффективность включённых в занятие физических упражнений. Следовательно, эти элементы деятельности и являются главными элементами  содержания физкультурных занятий.

4. Физиолого-психологические процессы и изменения в состоянии занимающихся, которые непрерывно происходят в их организме под воздействием  предыдущих элементов содержания (упражнений,  деятельности учащихся и педагога).

Эти процессы и изменения по своей сути и представляют ту основу, благодаря которой достигается решение задач физкультурных занятий. Определённые сдвиги в функционировании различных систем в конечном итоге выражаются в формировании умений и навыков, развитии физических качеств, отражаются на поведении занимающихся и т.п. Все эти процессы и изменения представляют собой внутреннюю, скрытую сторону содержания занятий. Однако именно в них  находит отражение эффективность использованных физических упражнений и плодотворность деятельности педагога и занимающихся. Именно эти изменения служат важным ориентиром для планирования и организации дальнейшей деятельности.