3.5. Урок - основная форма физического воспитания школьников.






 

Основной формой организации систематических занятий по физической культуре совершенно обоснованно  является  урочная форма. Именно уроки являются наиболее экономной и эффективной формой организации систематических занятий физическими упражнениями.

Все другие формы - неурочные,  не имеют ряда типичных и очень важных признаков, которыми характеризуется урок физической культуры. Поэтому, несмотря даже  на то, что по многим своим характеристикам некоторые другие формы превосходят урок  (например, по общему времени, объему и интенсивности нагрузок, количеству занятий в неделю),  играют всё же вспомогательную роль и служат дополнением к урокам.

Что же это за признаки, возводящие урок в ранг самой главной  формы физического воспитания школьников? Самыми основными из них являются :

·     обязательность для всех учащихся (кроме временно освобожденных по состоянию здоровья);

·     постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность;

·     руководящая роль учителя, направленная на преподавание учебного предмета и воспитание учащихся;

·     цель, задачи и содержание уроков определяется Государственным стандартом и разработанной на его основе государственной программой;

·     содержание уроков во многом определяет содержание других форм физического воспитания;

·     ярко выраженная дидактическая  направленность (дидактика - теория обучения), обусловленная приоритетным решением образовательных задач.

Последняя из перечисленных  отличительных черт и является наиболее значимым фактором, обусловливающим ведущую роль урока в системе форм физического воспитания учащейся молодежи. Именно образовательная направленность возводит урок в ранг основной и ничем не заменимой формы.  Без этой черты урок перестаёт быть собственно уроком и превращается из основной в рядовую форму

В процессе уроков физической культуры осуществляется преподавание учебного предмета, именуемого “Физическая культура”.    Основная  ц е л ь и направленность его преподавания - обеспечение общего (неспециального) физкультурного образования в единстве с разносторонним развитием двигательных способностей, содействием укреплению здоровья, совершенствованием телосложения(АР).

В соответствии с этой целью,   “Физическая культура”  -  это учебный предмет , призванный формировать  специальные знания и навыки по использованию средств  физической культуры для обеспечения оптимальной жизнедеятельности организма, физического и духовного самосовершентствования.(АР) Главным содержанием процесса его преподавания является предоставление возможности получать информацию, помогающую :

·     осознать жизненную необходимость приобретения двигательных умений и навыков, целенаправленного развития физических качеств;

·     овладеть способами их творческого применения в своей повседневной жизненной практике;

·     изучить особенности и возможности собственного организма;

·     уметь составлять программы физического самосовершенствовавния.

 

К сожалению, очень распространённым является мнение, что уроки физической культуры только тогда выполняют роль основной формы, если на них в полной мере решаются все основные задачи физического воспитания и, прежде всего такие, как качественное формирование двигательных умений и навыков и достижение высокого уровня развития физических качеств. Такое мнение является ошибочным, так как из-за недостаточного количества уроков (всего два в неделю) и их недостаточной продолжительности (всего 45 мин.) осуществить полноценное решение указанных выше задач не представляется возможным. Специальными исследованиями выявлено, что в результате их проведения даже на самом высоком методическом уровне, тренировочный эффект оказывается недостаточным, а значительные промежутки между уроками и вовсе сводят его на нет. Но даже в том случае, если бы уроки физкультуры были ежедневными, только за счёт них полноценное и качественное решение всех основных задач физического воспитания всё равно было бы невозможно.

Всё дело в том, что для содействия нормальному физическому развитию и полноценного решения всех задач физического воспитания подрастающего поколения, необходимо поддержание систематически организованной двигательной активности на уровне 12 - 14 часов в неделю. Таким образом, даже ежедневные учебные занятия могли бы удовлетворить эту потребность лишь едва наполовину.  В этой связи очень важно ещё раз подчеркнуть, что ни соотношение времени, ни показатели объема и интенсивности нагрузок определяют статус ведущей формы, так как по ним урок уступает целому ряду других форм (например, секционным занятиям) .   Главным критерием   является стратегическая важность задач, решаемых в рамках урока, их определяющее влияние на успешность всего процесса формирования физической культуры личности учащихся .  Именно такое влияние  призвано оказывать успешное решение задач  образовательной направленности.

Таким образом , главное содержание уроков физической культуры должны составлять не столько сами попытки решения всех основных задач физического воспитания, сколько формирование базовых основ для их решения , в качестве которых  выступают теоретические знания и инструктивно-методические умения и навыки наиболее эффективного и целесообразного использования средств физической культуры для решения этих задач . При этом очень важно подчеркнуть, что использование этих знаний, умений и навыков обязательно должно основываться на хорошем знании собственных индивидуальных возможностей каждым  занимающимся, определению состояния и динамики которых также должны способствовать уроки физической культуры.

Основная же тяжесть по практической реализации всех основных задач физического воспитания должна ложиться на другие формы физического воспитания, в том числе внеклассные, внешкольные и,  организуемые в рамках семейного физического воспитания. В качестве фундаментальных основ для их эффективной организации  и должны выступать специальные знания. умения и навыки по  методически грамотному  использованию средств физической культуры в процессе физического самосовершенствования, решения развивающих, оздоровительных, рекреационных, спортивных и других задач каждым человеком на протяжении всей своей индивидуальной жизни.

Настоящее время характеризуется все большим осознанием того, что в существующих условиях, в рамках двухразовых обязательных занятий по физической культуре, решить эту важную проблему не представляется возможным.  Поэтому в “Основах законодательства Российской Федерации по физической культуре и спорту”, принятых Государственной Думой и подписанных Президентом ещё в 1993 году,  законодательно предусмотрена возможность увеличения количества учебных занятий , в количестве не менее  5-ти часов в неделю. И хотя в настоящее время пока отсутствуют условия для реализации этой статьи закона, необходимо уже сейчас задумываться о наиболее эффективном его использовании.

В условиях пятиразовых занятий в неделю наиболее эффективной представляется такая система организации учебной работы по физической культуре в школе, в которой имели бы место следующие элементы.

Урок, проводимый в форме академического (теоретического) занятия, на котором бы учащимся предлагались сведения по истории, теории и методике физической культуры, физиологии, биомеханике и гигиене физических упражнений и т.п.

Ещё один урок должен носить инструктивно-методическую направленность и проводиться в форме учебной практики. На этих занятиях учащиеся должны осваивать доступные и необходимые прежде всего в прикладном отношении знания из методики тренировки, методики освоения  различных упражнений, методики развития основных физических качеств и т.п.  На этих занятиях учащиеся должны не просто усваивать методические знания, но и осуществлять попытки их использования на практике, например, при составлении и опробовании комплексов упражнений по развитию физических качеств, или комплексов подводящих упражнений по освоению техники какого-либо двигательного действия.

Помимо этих двух уроков должно быть ещё не менее трёх занятий, которые по своему содержанию собственно уроками могут и не быть (тренировочные занятия) , но должны иметь место в учебном расписании, как в первой, так и , (что ещё лучше) во второй половине учебного дня, и являться обязательными для всех школьников. Главная направленность таких занятий должна быть тренирующей или рекреационно-оздоровительной. В процессе их проведения должны также закрепляться знания и умения, приобретённые на уроках физической культуры.

Все вместе эти виды занятий должны составлять обязательный минимум физкультурных занятий, организуемый в рамках учебной работы по физической культуре в школе

Кроме этого должны быть созданы условия для осуществления всех других форм внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию школьников, в процессе которых на долю каждого учащегося должно приходиться  ещё не менее  6 - 8 часов в неделю , где важнейшее место должны занимать самостоятельные формы занятий физическими упражнениями.

Само собой разумеется, что успешная реализация такой системы занятий совершенно немыслима без должного уровня сформированности у школьников ценностно-мотивационной сферы, без овладения знаниями и методическими умениями грамотно, с учетом своих индивидуальных возможностей строить свои самостоятельные занятия. В этом как раз и проявляется стратегическая важность и неоценимое прикладное значение эффективной реализации задач образовательной направленности в деле обеспечения необходимого уровня двигательной подготовленности, физкультурной образованности, повышения уровня физической и общей культуры населения страны.

Успешному решению задач образовательной направленности способствует организация и реализация межпредметных взаимосвязей с другими дисциплинами учебного плана школы. Необходимость таких взаимосвязей обусловлена тем,  что систематические занятия физическими упражнениями способствуют лучшему функционированию всех физиологических систем организма,  способствуя тем самым не только повышению физической, но и умственной работоспособности, содействуют более эффективному совершенствованию таких психических функций как память, внимание, ощущения , восприятия и др.  С другой стороны, многие  другие дисциплины учебного плана школы, прежде всего такие, как биология, физика, химия, история,  могут с высокой степенью эффективности содействовать освоению специальных знаний в области физической культуры.