3.4. Формы организации физического воспитания школьников.






Процесс физического воспитания школьников складывается из многочисленных, и проводимых в определённой системе, занятий физическими упражнениями. Все эти занятия можно подразделить на несколько групп, каждая из которых из-за своих особенностей , требует и особых форм организации занятий.

 

Ф о р м а   физического воспитания  - это определённым образом организованная система использования средств и методов, направленная на решение специфических, характерных только для неё , задач (АР).

Реализация всего многообразия форм физического воспитания школьников организуется в основном в трёх сферах:

·     в учебных заведениях всех типов (в частности - в  общеобразовательных школах);

·     в организациях и учреждениях, осуществляющих внешкольное воспитание (спортивные секции в Домах детского творчества, физкультурно-оздоровительные группы и спортивные секции при различных спортивных организациях, детские спортивные школы и др.)

·     в условиях семейного быта.

В отечественной системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ сложились  разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями. Основными из них являются:

·     классно-урочная форма  физкультурных занятий;

·     физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в структуре учебного дня, к которым относятся:  гимнастика до занятий, физкультминутки и физкультпаузы во время во время уроков, подвижные перемены, физкультурные занятия в группах продлённого дня;

·     внеклассные формы физкультурно-спортивных занятий, включающие :  занятия в спортивных секциях и кружках физической культуры,  занятия в группах общей физической подготовки (ОФП),  занятия в группах лечебно-оздоровительной (коррегирующей) физической культуры;

·     общешкольные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, к которым относятся:  школьные спартакиады, первенства по отдельным видам спорта, туристские походы и слёты, ежемесячные дни здоровья и спорта;

·     реализация межпредметных связей в системе школьного образования, когда в содержание уроков по другим общеобразовательным дисциплинам включаются преподавание и усвоение знаний по физической культуре;

Всё это многообразие форм должно  обязательно дополняться комплексом самостоятельных физкультурно-спортивных занятий в рамках реализации форм  семейной и “дворовой” физической культуры: утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание, спортивные и подвижные игры во дворе и местах отдыха, выполнение домашних заданий по физической культуре, турпоходы выходного дня,  подготовка и участие в соревнованиях типа “Папа, мама, я - спортивная семья” и т.п.

К сожалению, очень распространённым является мнение о том, что такое многообразие форм необходимо исключительно для увеличения длительности воздействия, увеличения времени и общего объёма занятий физическими упражнениями в течение учебного дня, учебной недели школьников.  Это действительно очень важно, но главное всё же в другом. Дело в том, что изъятие хотя бы одного звена из комплексной организации физического воспитания учащихся приводит  не только к нарушению непрерывности этого процесса, но и невозможности обеспечения качественного решения всего комплекса задач физического воспитания. Это обусловлено тем, что каждая из перечисленных форм организации физического воспитания школьников имеет собственную целевую направленность и призвана решать свои специфические задачи (если бы это было не так, то и не было бы необходимости в существовании этих форм) .  Из этого следует ряд взаимосвязанных и очень важных положений.

Во-первых,  игнорирование какой-то из форм существенно обедняет целостный процесс физического воспитания, так как исключает возможность решения целой группы специфических задач физического воспитания.

Во-вторых,  это свидетельствует не только о нежелательности,  но и невозможности полноценной подмены одних форм другими.

В-третьих, полноценное решение всех задач физического воспитания школьников возможно только на основе комплексного использования всех форм занятий физическими упражнениями.

В-четвертых, успешное решение всего комплекса задач физического воспитания школьников возможно только на основе объединения усилий  всего педагогического коллектива школы (а не только учителей физической культуры), родителей учащихся, а также проявления со стороны самих школьников искренней заинтересованности, высокой активности, самоорганизации и самоуправления.

Эффективная реализация форм физического воспитания тесно связана с представлениями о  рациональном двигательном режиме  школьников,  который в значительной мере определяется совокупностью форм физического воспитания, реализуемых в той или иной школе. Как уже отмечалось, наиболее полным он бывает тогда, когда школьные формы физического воспитания дополняются самостоятельно организованными занятиями и спонтанной  двигательной активностью.  Из этого следует, что ежедневный двигательный режим школьника должен состоять из следующих слагаемых.

·     Утренняя гигиеническая гимнастика .  Должна выполняться каждое утро и состоять из 9 - 10 упражнений.  Их выполнение ускоряет переход от состояния сна к бодрствованию, стимулирует деятельность центральной нервной системы (ЦНС) , активизирует работу всех органов и систем организма, способствует бодрому, жизнерадостному настроению.

·     Прогулки по дороге в школу и обратно. Само пребывание на свежем воздухе в сочетании с энергичной ходьбой дает общеукрепляющий, оздоровительный эффект.

·     Гимнастика до учебных занятий.  Призвана содействовать созданию условий для активного  начала учебного дня, мобилизации на продуктивную работу на уроках.

·     Уроки физической культуры. Их содержание определяется  Государственным стандартом и учебной программой.  Предполагают освоение учащимися знаний, необходимых для более целенаправленных и эффективных занятий физическими упражнениями, овладения различными двигательными умениями и навыками, а также целенаправленного развития основных двигательных качеств:  силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости; а также воспитания воли, смелости, решительности, настойчивости и др.

·     Физкультминутки на уроках, а также во время приготовления домашних заданий. Они помогают преодолеть утомление, появляющееся в результате напряженного умственного труда. Переключение  с умственной деятельности на активное выполнение физических упражнений позволяет быстрее восстанавливать умственную работоспособность

·     Физические упражнения и подвижные игры  во время больших перемен способствуют эмоциональной разрядке, активному отдыху школьников в середине  учебного дня

·     Ежедневные “Часы здоровья”  (Проводятся в школах,  имеющих соответствующие условия) Позволяют учащимся в течение 40-60 минут заниматься разнообразными физическими упражнениями по собственному выбору. В значительной мере способствуют профилактике заболеваний, являющихся следствием недостатка двигательной активности (гиподинамии)

·     Спортивный час.  Проводится в группах продлённого дня для учащихся младших классов. Помогает снять усталость после уроков.  Эта форма  занятий имеет большое оздоровительно значение и закаливающий эффект, предполагает участие  младших школьников в различных соревнованиях, конкурсах, играх и т.п.

·     Занятия в кружках, группах, секциях по различным видам спорта . Способствуют приобщению школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями, повышению уровня общей и специальной (по отношению к определённому виду  спорта) физической подготовки, удовлетворению  индивидуальных интересов и потребностей в занятиях любимым видом спорта, раскрытию и совершенствованию спортивных талантов, подготовке к участию в спортивных соревнованиях и т.п.

·     Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия  К ним относятся ежемесячные дни здоровья и спорта, физкультурные праздники, общешкольные соревнования и т.п.  Эти массовые мероприятия позволяют вовлекать в занятия физическими упражнениями всех  учащихся, способствуют приобщению, привитию интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, каким-либо видом спорта и т.п.

·     Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Являются важнейшим компонентом двигательного режима. При определенных условиях могут оказаться самым эффективным его элементом, так как в наибольшей степени согласуются с индивидуальными интересами и индивидуальными возможностями человека. Предполагают сформированность потребностно-мотивационной сферы (искреннее и осознанное желание заниматься с целью достижения значимого результата), хорошее знание особенностей и индивидуальных возможностей своего организма, а также  наличие инструктивно- методических знаний и умений по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Двигательный режим  может рассматриваться  как достаточный и полностью удовлетворяющий потребности  растущего организма в движениях, только при условии  активного участия школьника  во всех выше перечисленных формах физического воспитания, культивируемых в школе, а также внешкольных формах и систематических самостоятельных занятиях, общее количество времени которых должно приближаться  к 12 - 14 часам в неделю.

Для младших школьников суммарное время на малые формы физического воспитания, такие как утренняя гигиеническая гимнастика,  физкультпаузы, игры во время перемен, активный отдых, должно составлять около 2-2,5 часов в день.  Особое значение среди этих форм имеет утренняя гимнастика. Именно с неё должно начинаться  приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Достаточный по объему и интенсивности двигательный режим должен быть тесно связан с правильно организованным режимом питания. Вместе они являются важнейшим условием  здоровья, хорошего физического и умственного развития школьников.  Под  режимом питания  подразумевается  кратность (количество процедур приема пищи с учетом промежутков между ними) питания в течении суток,  правильное распределение суточного рациона, правильное сочетание  по времени с занятиями физическими упражнениями.

Правила приема пищи до и после занятий физическими упражнениями сводятся к следующему:

·     после завтрака и обеда можно заниматься физическими упражнениями  только через два часа;

·     после второго завтрака или полдника - через час-полтора;

·     интервал между окончанием занятий физическими упражнениями  и приёмом пищи должен быть не менее  30-40 минут.