3.1. Краткая история становления и развития систем физического воспитания.






Физическое воспитание  в условиях первобытного  общества, несмотря на свой примитивный характер, уже имело  существенное значение в формировании образа жизни человека. Благодаря тесной связи с трудом, бытом и доступностью для всех членов племени или рода оно занимало довольно значительное  и всё возрастающее место в развитии общества.

В 3-4 тысячелетии до н.э.  в результате развития общественных отношений на смену первобытному обществу приходит рабовладельческая общественно-экономическая формация.  В этот период развития человеческого общества цели, задачи, средства, формы и методы физического воспитания определялись в зависимости от особенностей экономического, политического и культурного развития в том или ином  рабовладельческом государстве. Так, в Древней Греции различали две основных системы занятий физическими упражнениями:  гимнастику (упражнения , оказывающие общеразвивающее воздействие) и  агонистику , представляющую собой специальную тренировку  с целью подготовки к выступлениям на состязаниях. Постепенно  такие состязания приобретали всё большую определённость целей, периодичность, а подготовка к ним способствовала совершенствованию системы физического воспитания.

 В рабовладельческом обществе системы физического воспитания  имели , главным образом, военную направленность. Они использовались как одно из средств воспроизводства военной силы, инструмент подавления рабов внутри государства и ведения захватнических войн. К этому периоду относится появление специальных школ, строительство спортивных сооружений,  организация крупных международных соревнований, из которых наиболее яркими и значительными для истории являются Олимпийские игры.

В средние века развитию физической культуры  в Европе  был нанесён значительный ущерб.  Данное обстоятельство было обусловлено тем, что в этот период развития человеческого общества христианской церковью  проповедовалось необходимость умершвления физической  человеческой плоти, занятия физическими упражнениями  расценивались как богохульство и преследовались. Были запрещены спортивные игрища, состязания. В результате развитие систем физического воспитания было приостановлено.  Физическое воспитание приобрело сугубо элитарный характер и использовалось только для военно-физической подготовки рыцарей.

Начиная с ХУ11 столетия, с появлением буржуазных общественно-экономических отношений активизируются все сферы  жизнедеятельности общества, в том числе  появляется возможность дальнейшего развития систем физического воспитания. Начиная с этого  периода  значительно  возрастает его влияния на народные массы, совершенствуются средства, методы, формы, открываются  первые спортивные клубы. С расширением экономического и культурного сотрудничества между разными странами спорт выходит за границы отдельных государств, что нашло отражение в организации и проведении  многочисленных международных соревнований и возобновлении в конце Х1Х века регулярного проведения Олимпийских игр. В ХХ  веке бурное развитие получает  физкультурно-массовое  и спортивное  движение, опирающиеся на современные системы физического воспитания  и спортивной тренировки,  новейшие достижения науки и техники.