2.4. Основные понятия теории физической культуры






 

Для изучения вопросов теории и практики физической культуры большое значение имеет правильное понимание основных, исходных понятий. Их по возможности более четкое и строгое определение является одной из важнейших проблем теории физической культуры, которая является относительно молодой и окончательно еще не сформировавшейся областью знаний. В таких условиях предельная точность представлений о том или ином термине позволяет облегчить обсуждение и понимание сложных проблем, помочь глубже проникнуть в их сущность. Овладение понятиями способствует конкретизации мысли, облегчает общение и взаимопонимание.

Основными понятиями теории физической культуры являются :  “физическая культура”, “физическое воспитание”, “физическое развитие”, “физическое совершенство”, “физическая подготовка”, “физкультурная деятельность”, “спорт”.  Каждое из этих понятий отражает  одну из сторон  деятельности людей, направленной на  совершенствование личности, сохранение или изменение свойств и возможностей организма.

В представленном ряду самым широким, собирательным и многогранным является понятие   “ ф и з и ч е с к а я   к у л ь т у р а” . В специальной литературе существуют десятки определений этого понятия, многие из которых существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно иметь правильное представление о стержневых, фундаментальных основах его содержания.

Для более глубокого и правильного  представления о  содержании этого понятия его целесообразно сравнить с понятием “культура”. В свою очередь, для лучшего представления о понятии  “культура”, его полезно сопоставить с понятием “природа”. К явлениям природы, как известно, относится все то, что существует по естественным, независящим от человека законам, и не является результатом его (человека) преобразовательной деятельности, то есть все живое и неживое в окружающем мире, не преобразованное человеком. Исходя из этого, можно говорить, что к явлениям культуры (в самом широком смысле)  относятся способы и результаты преобразовательной  деятельности человека, которую он осуществляет с целью удовлетворения своих потребностей и устремлений. В таком случае, к явлениям физической культуры (как  элемента общей культуры) относятся те способы, виды и результаты человеческой деятельности, которые  направлены на преобразование человеком своей собственной природы. Это та часть общей культуры, которая воздействует непосредственно не на предметы  внешней природы, а на самого человека, являющегося частью  этой природы, на его качества, возможности, способности.

На основании изложенного можно заключить,  что ф  и з и ч е с -   к а я  к у л ь т у р а     это органическая часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического совершенствования  людей.  В этом определении отражено  самое широкое представление, объединяющее в себе все виды и формы проявления физической культуры. Из него следует, что физическая культура базируется как на материальных, так и на духовных основах.  Поэтому и в деле  формирования физической культуры личности очень важно помнить о единстве и взаимообусловленности биологического и социального в человеке, которые находят свое отражение в двигательном и интеллектуальном компонентах  физической культуры. При формировании ее двигательного компонента воздействие оказывается, в основном, на физическую природу человека. Это достигается путем целенаправленного, систематизированного освоения различных двигательных действий и развития разносторонних физических способностей.  Когда же воздействуют с целью формирования интеллектуального компонента, усилия акцентируют прежде всего  на формировании специальных знаний и умений их использования с целью самосовершенствования.

Наряду с  таким широким  понятием в практике общественной жизни сформировалось и другое, значительно более узкое представление о содержании понятия “физическая культура”. Более  того, именно это более узкое представление чаще всего подразумевается при употреблении данного термина в повседневной жизненной  практике. Поэтому представляется целесообразным дать определение и ему.   Ф и з и ч е с к а я     к у л ь т у р а (в узком смысле слова)  - это элемент культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационально организованная, систематическая двигательная активность, используемая человеком для оптимизации состояния своего организма ( авторская редакция - АР)Именно такой смысл чаще всего подразумевается людьми, когда речь заходит о занятиях физической культурой. Однако при этом надо помнить, что в таком своем содержании понятие “Физическая культура” уже не является собирательным. В него уже не входят многие важные элементы и, прежде всего, такие, как  “физическое воспитание”, “спорт” и др.

 

Формирование знаний, умений и навыков целенаправленного и эффективного использования средств физической культуры  осуществляется в процессе   ф и з и ч е с к о г о   в о с п и т а н и я .  Следовательно, этот процесс выступает как деятельная сторона физической культуры, благодаря которой происходит превращение ценностей физической культуры в личное достояние человека. Это находит свое отражение в улучшении здоровья, повышении уровня развития физических качеств, двигательной подготовленности, более гармоничном общем развитии и т.п.

По отношению к этому термину также существует множество определений. Главной причиной такого положения является широта и многогранность рассматриваемого понятия. Обобщение различных взглядов по этому вопросу позволяет сделать вывод о целесообразности формулирования определения этому понятию, как и в случае  с понятием “физическая культура”,  в широком и узком смыслах слова.  В соответствии с таким подходом,  ф и з и ч е с к о е  в о с п и т а н и е  ( в широком смысле слова )  это вид воспитательной деятельности, специфической особенностью которой является управление процессом использования средств физической культуры с целью содействия гармоническому развитию  человека. (АР)   Ф и з и ч е с к о е   в о с п и т а н и е  (в узком смысле слова )   это педагогический процесс, содержанием которого является  развитие и совершенствование двигательных возможностей человека.(АР)

 

Ф и з и ч е с к а я  п о д г о т о в к а     это одна из разновидностей физического воспитания, имеющая выраженную прикладную направленность, содержанием которой является целенаправленное освоение движений и развитие физических способностей  применительно к определенному виду деятельности (АР).

Исторически физическое воспитание возникло и развивалось прежде всего в связи с потребностями общества в полноценной физической подготовке людей к труду.  По мере развития общества функции и физического воспитания и физической подготовки значительно расширялись и дифференцировались. В настоящее время физическая подготовка представляет собой один из основных факторов формирования разнообразных двигательных умений и навыков, а также комплексного развития физических качеств с целью расширения и увеличения двигательных возможностей человека. В этом своем качестве она получила название  “общая физическая подготовка” (ОФП).  Кроме этого существует множество ее “специализированных” разновидностей, например, таких, как :   общая и специальная виды подготовки в спортивной деятельности,  физическая подготовка людей умственного труда и т.п.

В конечном итоге физическая подготовка находит свое выражение в той или иной степени   д в и г а т е л ь н о й  п о д г о т о в л е н н о с т и , представляющей собой определенный уровень сформированности жизненно важных и прикладных (по отношению к  какому-либо виду деятельности)  двигательных умений и навыков, достигнутый уровень развития физических качеств  и  работоспособности (АР).

 

 Ф и з и ч е с к о е  р а з в и т и е   это закономерный процесс изменения морфофукнкциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни .

Этот процесс характеризуется   количественными и качественными показателями. Внешними количественными показателями физического развития являются изменения размеров и массы тела.  Качественные показатели характеризуют изменение функциональных возможностей организма, которые выражаются в изменениях отдельных физических качеств (например, силы, быстроты, выносливости), а также общего уровня работоспособности.

Организм беспрерывно совершает возрастную эволюцию. Каждому отрезку жизненного  пути свойственны свои показатели физического развития. При этом они могут отражать как прогрессивные, поступательные изменения, так и регрессивные, приводящие к старению и деградации тканей и функций организма.

Детский и юношеский возраст характеризуются большой активностью обмена веществ, энергией роста и поступательного развития всех органов и систем. Но уже с первых дней жизни возникают и прямо противоположные процессы. Накапливаясь многие годы, эти вначале мелкие количественные изменения постепенно приводят к качественно новой физиологической стадии развития организма –  к старости.

Физическое развитие обусловлено множеством факторов, как биологического, так  и социального характера. В зависимости от всей совокупности этих факторов и условий физическое развитие может быть всесторонним, гармоничным или односторонним, ограниченным и дисгармоничным.

Показатели физического развития имеют очень большое значение для оценки качества жизни того или иного общества.  Уровень физического развития, наряду с такими показателями как рождаемость, заболеваемость, смертность, является одним из основных показателей социального здоровья общества.

 

 Ф и з и ч е с к о е  с о в е р ш е н с т в о     это высшая  степень гармонического физического развития и всесторонней двигательной подготовленности человека(АР).  Его достижение является  одним из наиболее существенных результатов полноценного процесса физического воспитания.

Физическое совершенство предполагает высокий уровень здоровья, биологической надежности организма, его морфофункциональных систем, максимальное раскрытие наследственных возможностей и предпосылок. Этот уровень должен достигаться в соответствии с закономерностями всестороннего развития личности (нравственного, умственного, эстетического и др.)  и условиями жизнедеятельности.

В таком понимании физическое совершенство приобретает значение одной из фундаментальных основ личности, обеспечивающих ей возможность для осуществления активной преобразующей, социально значимой деятельности.

 

На современном этапе  развития физической культуры все более весомое значение приобретает такое понятие как    “ф и з к у л ь т у р н а я   д е я т е л ь н о с т ь”. Это понятие, наряду с понятиями:  “физическое воспитание”, “физическое совершенство”, является одним из ключевых для понимания сути физической культуры, механизмов ее функционирования и предназначения в жизни общества.  Это обусловлено тем, что физкультурная деятельность, направленная на   решение  задач физического воспитания, достижение физического совершенства, является тем системообразующим фактором, который объединяет все компоненты физической культуры.

 Ф и з к у л ь т р н а я  д е я т е л ь н о с т ь     это форма отношения человека к окружающей действительности, в процессе которой осуществляется создание, сохранение, усвоение, преобразование, распространение и потребление  ценностей физической культуры (АР).

Только  на основе должным образом организованной физкультурной деятельности возможна успешная реализация процессов физического воспитания, физической подготовки, спортивной тренировки и т.п. Только через активную физкультурную деятельность возможно приобщение человека к ценностям физической культуры, превращение их в достояние конкретной личности.

Однако следует помнить, что создаваемые людьми предметные ценности представляют собой лишь внешнюю форму культуры. Ее действительным и наиболее ценным содержанием является совершенствование самого человека. И здесь деятельная сторона является ведущей в формировании физической культуры личности, ибо только через деятельность человек удовлетворяет свои потребности, передает накапливаемый опыт, совершенствует свою природу.

Таким образом, физкультурную  деятельность необходимо рассматривать как один из основополагающих видов человеческой деятельности, имеющий место на протяжении всей жизни человека, играющий на разных этапах его развития неодинаковую, но всегда очень весомую роль, обеспечивая приобщение к ценностям физической культуры, эффективное развитие органов и систем, высокий уровень здоровья и работоспособности, достойное место в обществе и др.

 

В системе основных понятий физической культуры особое место занимает термин   “с п о р т” .

В России он известен сравнительно недавно – с 1893 года, когда его определение появилось в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. До настоящего времени неизвестно точное время и место возникновения этого  термина.  Одни ученые отмечают его английское происхождение, другие – французское.

Интересно первоначальное толкование этого термина в энциклопедическом словаре :  “ Спорт – это всякое занятие, имеющее целью увеселение без выгоды”. При этом  выделялись два вида таких занятий: подвижные  – разные телесные занятия,  и неподвижные – разведение животных, садоводство, коллекционирование и т.п.

Такое определение этого понятия бытовало в России до 1924 года, когда русский ученый Г.А.Дюпперон в своей работе : “Краткий курс истории физических упражнений” дал принципиально новое определение термину  “спорт”, которое оказалось весьма близким к современным представлениям о его содержании.

 С п о р т     это многогранное общественное явление, составляющее  неотъемлемый элемент физической культуры общества, специфическим содержанием которого является соревновательная деятельность и подготовка к ней(АР). В таком представлении  термин “спорт” входит в содержание понятия “физическая культура” в его широком понимании. Вместе с тем,  необходимо иметь ввиду, что  в последнее время спорт все больше приобретает свое самостоятельное значение. Бурно развиваясь, он занял видное место, как в физической, так и в духовной культуре общества. При этом его общественное значение продолжает стремительно расти. Поэтому в представлениях многих специалистов “спорт” является понятием не только самостоятельным, но и значительно более широким, чем само понятие “физическая культура”. И действительно, спорт приобрел в настоящее время универсальное значение, имеет всеобъемлющий характер. Вопросы развития спорта обсуждаются в Организации Объединенных Наций. Они имеют отражение в Конституциях  многих стран, программах политических партий и т.п. Спорт имеет огромное общественное значение как деятельность, раздвигающая границы человеческих возможностей. В сфере спорта вращаются громадные материальные и финансовые ресурсы, действуют мощнейшие стимулы, как материального, так и духовного характера.

И все-таки, по большому счету, спорт имеет смысл только до тех пор, пока выполняет роль одного из наиболее действенных разновидностей воспитания, пока является неотъемлемой и наиболее действенной частью общественно-педагогической системы подготовки человека к эффективной деятельности. А в таком своем качестве он, несомненно, входит в содержание понятия “физическая культура” в его широком смысле.

В системе спорта выделяется  несколько типов спортивной деятельности – типов спорта. Это:  массовый спорт или спорт “для всех”;  детско–юношеский спорт;  спорт высших достижений;  профессиональный спорт. Каждый из этих типов определяется особенностями целевых установок и критериев оценки эффективности;  ведущими функциями;  особенностями контингента занимающихся;  особенностями материального обеспечения;  особенностями значения для занимающихся.

Кроме этого существует представление о системе  видов спорта. В настоящее время на международной арене официально зарегистрировано существование около 70 видов спорта В действительности с учетом сугубо национальных видов спорта их значительно больше. Например, в нашей стране их функционирует больше 100.

Виды спорта различаются по предметной основе соревновательной деятельности, т.е. по присущим только данному виду  способам ведения борьбы и правилам соревнований. Все виды спорта можно объединить в несколько групп по следующим признакам:

– виды, где результат зависит прежде всего от двигательных возможностей спортсмена (гимнастика, легкая атлетика, единоборства  и т.п.);

– виды, в которых основным содержанием являются действия по управлению техническими средствами (мотоцикл, автомобиль, яхта, самолет и т.п.);

– виды, где основным содержанием являются действия, направленные на поражение цели из спортивного оружия ;

  виды, основанные на абстрактно-логическом обыгрывании соперника (шахматы, шашки и др.).

 

В теории физической культуры существует и множество других понятий. Однако их рассмотрение в данном разделе пособия нецелесообразно из-за их многочисленности и более частного характера по сравнению с основными. Многие из них будут рассмотрены при освещении тех или иных конкретных вопросов, к которым эти понятия имеют непосредственное отношение.