2.2. Использование средств физической культуры для всестороннего развития личности.






Успешность разносторонней деятельности – физической, интеллектуальной, духовной, во многом зависит от состояния здоровья человека и уровня его физической подготовленности. Не случайно с древних времен известна истина: “В здоровом теле здоровый дух”. Этим объясняется исключительно важная роль физического воспитания как неотъемлемой части комплексных воспитательных воздействий, направленных на разностороннее  развитие человека.

Идеал всестороннего гармонического развития личности на протяжении многих тысячелетий существовал в представлениях и чаяниях многих поколений людей. В жизни современного общества он приобрел значение конкретной цели всей социальной практики воспитания.

В соответствии с ней,  ц е л ь ю   физического воспитания, как составной части комплексной системы воспитательных воздействий (наряду с нравственным, умственным, трудовым, этическим, эстетическим видами воспитания) является   содействие всестороннему и гармоническому развитию личности на основе использования средств физической культуры. Направленность на достижение этой цели находит свое отражение в одном из ведущих принципов отечественной системы физического воспитания –принципе всестороннего гармонического развития личности.

Как уже было показано, физическое воспитание представляет собой одну их самых древних форм целенаправленного воздействия на подрастающие поколения. В той или иной степени она находила  свое воплощение во всех общественно-экономических формациях. В этом нет ничего удивительного, т.к. каждое общество всегда нуждалось в здоровых, физически сильных и умелых гражданах, готовых к выполнению самых различных обязанностей, и поэтому проявляло заботу о физическом воспитании подрастающих поколений.

Вместе с тем, всестороннее развитие человека необходимо прежде всего ему самому. Чем  шире и разностороннее интересы человека, чем больше он знает и умеет, тем  легче ему претворить в реальность свои жизненные планы, тем более насыщенной и интересной является его жизнь. В этом ярко проявляется единство и тесная взаимосвязь интересов общества и каждого отдельного человека в деле успешного решения задач по формированию гармонической и разносторонней личности.

Естественно то, что  основным предназначением физического воспитания является целесообразное воздействие прежде всего на физическую природу человека, развитие его двигательных способностей. Недостаточный уровень их развития отрицательно сказывается на работоспособности, ограничивает возможности активной разносторонней деятельности. У таких людей медленнее вырабатываются необходимые трудовые навыки.

Однако, в отличие от прежних времен, в современном обществе совершенствование физических кондиций человека, активное и эффективное использование средств физической культуры для нормализации функций организма, оптимизации его состояния, рассматриваются не только как  узко утилитарная (практическая) цель повышения дееспособности работника в сфере производства,  но и как  важнейшее условие повышения уровня общей культуры человека.

Всестороннее развитие человека в современном обществе представляет собой не просто потребность, но и необходимое условие общественного прогресса. Решая специфические задачи физического воспитания, тренируя свой организм с целью достижения спортивного или оздоровительного результата, необходимо постоянно помнить о единстве всех сторон воспитания. Естественной предпосылкой  неразрывной взаимосвязи всех сторон воспитательных воздействий является объективно существующее единство физического  и духовного развития человека, неотъемлемость духовной сферы от ее материальной основы – тела человека. При этом физическое воспитание выступает как базовое, интегрирующее звено, содержащее громадный потенциал формирующего, воспитательного воздействия на личность. Такая  его базовая роль обусловлена  тем, что в отличие от других видов воспитательных влияний, воздействие средствами физического воспитания реализуется, прежде всего, в материализованном виде. Результаты такого воздействия находят отражение в совершенствовании многих физиологических функций, в том числе и тех, которые обеспечивают функционирование психических процессов, эффективную интеллектуальную деятельность, нормальное душевное состояние  человека, обеспечивая его физическое и духовное здоровье. Благодаря этому совершенствуется своеобразная материальная основа для всего многообразия форм воспитательных воздействий.

Наряду с этим, целенаправленное использование средств физической культуры  оказывает  и прямое воспитательное воздействие на личность. Широко известно их благотворное влияние  на формирование морально–волевых качеств:  смелости, решительности, настойчивости в достижении цели, дисциплинированности, коммуникабельности, общественной активности, формирование активной жизненной позиции и др. Все это обусловливает важную роль физического воспитания в реализации задач всех других форм воспитательной работы.

Свой весомый вклад физическое воспитание вносит в нравственное формирование личности, являющееся стержневым элементом всей системы воспитательных воздействий. Так, необходимость неукоснительного выполнения правил соревнований, следование принципам “Фэйр Плей”  (честная игра)  в процессе подготовки и участия в соревнованиях способствуют формированию нравственно–этических принципов и навыков поведения.

Важнейшая роль физического воспитания проявляется и в решении задач трудового воспитания, формировании деятельной, общественно полезной личности.

Физическое воспитание неразрывно связано с эстетическим. Красота здорового человеческого тела, грациозность и ловкость движений всегда служили источником для вдохновения художников и артистов, всех, кто соприкасается с ними.

Систематические занятия физическими упражнениями способствуют формированию многих санитарно–гигиенических навыков и привычек, лежащих в основе здорового образа жизни (ЗОЖ) и являющихся отличительной чертой современного, интеллигентного человека.

В той или иной мере занятия физическими упражнениями связаны со всеми другими сторонами воспитательного воздействия на человека и тем самым вносят свой  весьма существенный вклад  в формирование социально активной личности, сочетающей в себе и физическое, и социальное, и духовное здоровье, всемерно способствуя  достижению главной цели всей системы воспитательной работы – формированию всесторонне развитой  личности.