1.4.Особенности технологии усвоения теоретического материала






Общие требования к процессу  преподавания  и усвоения знаний в области физической культуры

Формирование специальных знаний в процессе учебных занятий по физической культуре в школе, подчиняясь общим закономерностям педагогического процесса, имеет свои характерные особенности, которые надо учитывать при их целенаправленном усвоении

Специфика этого учебного предмета обусловливает необходимость соблюдения следующих требований.

·              Используемые средства и методы должны не только обеспечивать полноценность усвоения знаний, но и содействовать повышению двигательной активности учащихся. Это становится достижимым при высокой степени взаимосвязи осваиваемого материала с содержанием практической физкультурно-спортивной деятельности, когда потребность в его усвоении является осознанной и очевидной, обусловленной характером и задачами практической деятельности.

·              Формы и методы сообщения (получения)  и усвоения теоретического материала должны соответствовать особенностям его конкретного содержания, уровню сложности и степени прикладности по отношению к содержанию и задачам практических занятий.

·              Содержание осваиваемого теоретического материала должно стимулировать стремление к познанию особенностей и возможностей собственного организма занимающихся, обеспечивать формирование практических навыков оперативного самоконтроля за состоянием организма под воздействием занятий физическими упражнениями, позволять вносить своевременные коррективы  в практику их применения на основе анализа данных самоконтроля.

·              Усвоение материала должно предусматривать реализацию межпредметных связей, то есть использование знаний из других  учебных предметов, прежде всего таких, как: история, физиология, анатомия, физика, химия.

·              В конечном итоге усвоение теоретического материала должно способствовать осознанию необходимости активной самостоятельной учебно-познавательноё деятельности, направленной на решение задач самовоспитания и физического самосовершенствования.

 

Особенности  технологии преподавания и усвоения фундаментальных теоретических знаний

Формирование знаний фундаментального характера должно осуществляться в условиях специально организованной системы академических занятий. Важнейшей характеристикой их качества является научность, а важнейшими признаками научности – степень абстракции и обоснованности.

Общий научный уровень знаний в области физической культуры довольно высок. Их наиболее яркой характерной чертой является то, что они вырабатываются и формируются на стыке самых разных научных дисциплин: педагогических, психологических, математических, гуманитарных и естественно научных и т.п. Данным обстоятельством обусловлен тот факт, что из всех дисциплин учебного плана общеобразовательной школы, фундаментальные теоретические знания по физической культуре являются самыми интегрированными и многогранными, а поэтому одними из самых сложных по содержанию и технологии преподавания и усвоения.

Уровень  знаний в области физической культуры может быть различным и проявляться в разной степени сложности: от простого описания элементарных фактов до изложения теоретического материала на межпредметном уровне. При этом степень их сложности соотносится с той или  иной  ступенью абстракции.  Чем выше ступень абстракции теоретического материала, тем сложнее оказывается та или иная тема, или учебная дисциплина в целом. И дело здесь не просто в дополнительных затратах времени и труда, а в том, что изучение материала на более высоком уровне абстракции требует перестройки стиля мышления.

Изучение явлений в учебном процессе по физической культуре можно сопоставить с четырьмя последовательными ступенями абстракции

Ступень «А» – феноменологическая. На этой ступени содержание учебной дисциплины представляет собой простое описание фактов и явлений, опирающееся на использование житейских понятий. Она предполагает формирование общих представлений о содержании физической культуры, основных аспектах ЗОЖ и т.п. Данная ступень изучения реализуется на самых начальных этапах образования, позволяет накопить знания о фактах для последующих обобщений.

 

Ступень «Б» - аналитико-сентетическая.  На этой ступени содержание учебной дисциплины предполагает объяснение природы, свойств объектов, закономерностей протекания явлений, закладываются основы языка науки (понятий, суждений и т.п.)

 По отношению к содержанию фундаментальных  физкультурных знаний эта ступень предполагает объяснение сути физиологических и психолого-педагогических  закономерностей физического воспитания, средств и методов формирования двигательных умений и навыков, содействия развитию физических качеств, раскрытию содержания основных понятий науки о физической культуре.

 

Ступень «В» – прогностическая.  Эта ступень абстракции предполагает изучение моделей процессов, анализ законов и свойств явлений, освоение развитого научного языка.

Применительно к знаниям из области физической культуры, на этой ступени демонстрируются и анализируются знания, лежащие в основе оздоровительной физической культуры, тренировки основных физиологических систем организма, методов врачебно-педагогического контроля и самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями, спортом, средства и методы самовоспитания и физического самосовершенствования.

 

Ступень «Г» – аксиоматическая. Предполагает высокую степень общности, интегрированности знаний. Содержание учебной дисциплины охватывает большой объём материала, что позволяет производить точный и долгосрочный прогноз хода явлений на основе относительно небольшого числа общих принципов и положений. Изложение материала опирается на междисциплинарный  научный язык.

Применительно к области физической культуры характеризуется  высоким уровнем знания и глубоким пониманием основных закономерностей и принципов функционирования физической культуры как явления общественной жизни. Наличием собственных суждений, взглядов по основным проблемам и перспективам развития данного явления, основывающихся на глубоком понимании междисциплинарных связей и отношений, благодаря чему  они становятся личной точкой зрения, убежденностью человека.

 

Наука и соответствующая учебная дисциплина становятся полноценными, «приобретают своё лицо», на ступенях абстракции «Б» и «В», когда появляется возможность чёткого определения предмета изучения, обозначения  границ науки, определяются и наполняются содержанием её основные понятия.

Основной материал настоящего пособия характеризуется уровнем сложности, соответствующим аналитико-синтетической  («Б») и  прогностической («В») ступеням абстракции

Представление материала на более низком уровне сложности («А» - феноменологическая ступень абстракции)  явилось бы недостаточным по отношению к требованиям, предъявляемым к учебным дисциплинам, предлагаемым для изучения в старшем школьном возрасте. 

Самый высокий уровень сложности представления материала («Г» – аксиоматическая ступень абстракции) более характерен для  учебников и учебных пособий системы высшего профессионального образования.

 

Освоение инструктивно-методических знаний и умений их использования в процессе практических занятий физическими упражнениями.

Формирование специальных знаний является не только основой обеспечения образования в сфере физической культуры, но и главным условием активного приобщения к физкультурной деятельности, реализации деятельностного подхода в освоении ценностей физической культуры.  Достижение такого результата предполагает решение следующих важных задач:

·        качественного освоения инструктивно-методических знаний;

·        проведения практико-методической подготовки;

·        освоения методов самовоспитания и физического самосовершенствования;

·        формирования физкультурно-спортивных интересов и потребностей и их активную реализацию в повседневной жизнедеятельности, что обеспечивает переход от «принудительной» системы учебного процесса к системе широкого самоопределения в сфере физической культуры.

Освоение инструктивно-методических знаний должно осуществляться на занятиях теоретического и инструктивно-методического характера. В процессе этих занятий учащиеся должны осознать и усвоить суть методических приёмов воздействия на организм средствами физической культуры, ознакомиться с основными закономерностями физического развития и целесообразного воздействия на совершенствование физических кондиций и координационной подготовки.

Учебные занятия инструктивно-методического характера обязательно должны дополняться самостоятельными формами методического образования, такими, например, как работа с литературой, разработка программ самостоятельных занятий с различной направленностью и др.

 

Практико-методическая подготовка должна осуществляться в процессе инструктивно-методических и практических занятий путём систематического выполнения комплексов таких практических заданий, как:

·        составление и проведение комплексов утренней гигиенической гимнастики;

·        составление и проведение комплексов упражнений в режиме дня;

·        проведение упражнений разминки, организация и проведение подвижных игр;

·        составление и проведение комплексов для содействия развитию отдельных физических качеств, формированию двигательных навыков;

·        участие в организации массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий;

·        участие в организации и судействе спортивных соревнований и т.п.

 


Освоение методов самовоспитания и самосовершенствования

Одно из ведущих мест в системе физического воспитания школьников должно занимать освоение методов самовоспитания и самосовершенствования. Специальная подготовка в данном направлении включает информацию о её содержании, основных методах и формах, а также практическое освоение и использование этих методов в повседневной жизни. При этом учащиеся  должны акцентировать своё внимание на выполнении следующих действий и заданий:

·        уточнить личные мотивы осуществления процесса самосовершенствования;

·        осознать личные потребности и интересы в физкультурной деятельности и определить пути их удовлетворения;

·        в каждом учебном занятии стараться выбрать информацию, полезную для организации самостоятельной работы;

·        воспитывать в себе волевые и другие положительные личностные качества  путём систематического преодоления трудностей, возникающих при выполнении физических упражнений;

·        учиться закалять свой характер с помощью средств физической культуры, вырабатывать постоянную готовность к решению сложных жизненных задач;

·        стремиться к углублению специальных знаний из области физической культуры, физиологии, анатомии, психологии, валеологии и др.

Таким образом, приобщение к активной самостоятельной физкультурной деятельности оказывается невозможным без усвоения теоретических, инструктивно-методических знаний и умений, без овладения способами самовоспитания и физического самосовершенствования.

 

Самоконтроль за качеством усвоения теоретического материала

Для самоконтроля за качеством приобретаемых знаний необходимо иметь представление о  трёх уровнях   их усвоения.

Первый уровень проявляется в осознанном восприятии учебной информации и запоминании её содержания.

Достижение второго уровня усвоения знаний обеспечивает умение применять их в практической деятельности по тому образцу, который продемонстрирован другими (педагогом).

Третий уровень характеризуется сформированностью умений применять полученные знания творчески, самостоятельно, в изменяющихся нестандартных условиях.

Достижение третьего уровня усвоения знаний обеспечивает возможность эффективной организации  самостоятельных занятий физическими упражнениями, создание условий  систематического самосовершенствования на основе реализации концепции: «Я сам себе тренер».

Реализация такого подхода в практике самосовершенствования возможна только при условии овладения необходимыми знаниями на третьем уровне их усвоения и достаточно полного и разностороннего познания своих личностных, индивидуальных особенностей и физических возможностей собственного организма. Данное обстоятельство предполагает необходимость активной, целенаправленной деятельности в области самопознания.

 

Ещё в глубокой древности в Греции над входом в храм Аполлона в Дельфах  было начертано: «Познай себя».  Впоследствии эти слова стали девизом целого философского учения, основанного на представлении о том, что познание окружающего мира идёт через познание себя, своих возможностей и устремлений.

Такой подход к познанию действительности не утратил своего значения и в наши дни, а физическая культура, знания, составляющие её интеллектуальную основу, представляют для этого уникальные возможности.