1.1. Роль специальных знаний в освоении ценностей физической культуры






 Важнейшей задачей преподавания и усвоения знаний является обеспечение общего образования в сфере физической культуры, создание у занимающихся целостного представления об этом явлении как элементе общей культуры человека и общества.

Практика показывает, что отсутствие у школьников теоретических знаний по физической культуре резко снижает эффективность обучения и воспитания, уменьшает интерес к занятиям физическими упражнениями, мешает привитию учащимся положительного отношения и потребности в систематических самостоятельных занятиях физической культурой.

Значение теоретического материала обусловлено и тем, что он, хотя и не оказывает прямого и непосредственного воздействия на физическое совершенствование человека, тем не менее, способствует существенному повышению целенаправленности и эффективности процесса физического воспитания.

Одна из особенностей знаний по физической культуре заключается в их высокой степени прикладности. Они призваны помочь учащимся рационально применять практические умения и навыки для укрепления здоровья, развития физических качеств, освоения разнообразных двигательных действий. Наряду с этим, они также содействуют повышению уровня общей образованности и эрудиции учащихся.

Велика роль знаний в формировании  искренне заинтересованного отношения к занятиям физическими упражнениями,  в правильном понимании и оценке социальной значимости физической культуры как общественного явления.

Благодаря знаниям инструктивно-методического характера учащиеся получают возможность грамотно с учетом особенностей и возможностей собственного организма организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Незаменима роль теоретического  материала в деле формирования мотивационно-ценностных  ориентаций и убеждений, без которых невозможно действительно эффективное использование средств физической культуры. Качественное освоение теоретического материала, повышая уровень общей образованности и эрудиции, эффективно содействует общему развитию учащихся.

Несмотря на такое большое значение, вопросам усвоения теоретического материала по физической культуре в школе долгое время не уделялось должного внимания. В результате до настоящего времени не разработана эффективная и общепринятая методика формирования знаний по этому предмету

Этому, в частности, способствовало и наличие ряда  объективных причин, существенно осложняющих процесс преподавания и усвоения теоретического материала, главными из которых являются: его неоднородность, принадлежность к различным областям  научного знания (гигиена, социология, история, физиология, анатомия, теория и методика  физической культуры и др.),разноуровневая сложность, различная степень прикладного значения.

Такое положение требует реализации различных форм и методов. в наибольшей мере соответствующих особенностям того или иного конкретного материала. Поэтому для реализации более эффективной  технологии преподавания и усвоения теоретического материала необходимо более подробно остановиться на рассмотрении его роли и особенностей, как элемента образования в сфере физической культуры.