РУССКАЯ БАНЯ






Бане на Руси всегда отводилось особое место: посещение бани имело не только гигиеническое, но и духовное содержание. «Он хорошо парится» — говорили с уважением; значит, человек был чистоплотным, выносливым, здоровым. Очищение от груза повседневных забот, следование стадиям банного ритуала наполняло жизнь особым смыслом, объединяло представителей самых различных слоев общества.

      О благотворном влиянии бани на тело и дух человека мы читаем даже в «Одиссее». Не исключено, что сам обычай распаривать тело и затем остужать его в холодной воде зародился в Спарте, которая славилась закаленными и стойкими воинами.

      «Баня очищает не только тело, но и душу» — считал Сократ.

      В западной истории банная традиция прервалась с падением Рима больше чем на тысячу лет. Русские же банные обычаи сохранялись и развивались. Первое упоминание о русской бане встречаем в «Повести временных лет» (XII век). История сохранила множество интересных фактов, связанных с приверженностью русского народа своей древней традиции. Так, Н. М. Карамзин, говоря о причинах, оттолкнувших народ от рвавшегося в начале XVII века к русскому престолу Лжедмитрия, отмечал: «Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню: жители московские заключили из этого, что он нерусский».

      Многие западные историки с изумлением описывали омовение гренадер Петра Великого в банях, специально устроенных русским императором для своих солдат во время пребывания в Париже и Амстердаме. Тогда гофмейстер французского королевского двора Вертон умолял Петра запретить гренадерам париться, так как, по мнению француза, от подобной процедуры они неизбежно должны были простудиться и умереть. Отзвук этого события находим и в романе А. Толстого «Петр Первый». Меньшиков говорит: «В Париже, например, париться, да еще квасом — ничего этого не понимают, и народ поэтому мелкий».

      Русская баня вызывала восхищение у иностранных врачей передовых взглядов. В середине XVIII века один из них, испанец Санчес Антонио Нуньес Рибера, посвятил целый трактат, в котором, в частности, отмечал «превосходство бань российских перед бывшими вдревле у греков и римлян и перед находящимися в употреблении у турков, как для сохранения здравия, так и для излечения многих болезней». «Баня российская заступает место двух третей лекарств», — писал Санчес.

      Париться рекомендовали даже беременным: «Чтобы ребенок на правильную дорогу стал». Но не только вопросы здоровья и забота о потомстве приводили женщин в баню. Они ухитрились превратить ее в косметический центр. Так, еще в XIX веке женщины заваривали в шайках траву череду «для белизны лица». Сегодня в дамском арсенале — питательные маски для лица из натуральных компонентов, наносимые до, во время и после посещения парилки. Это улучшает кожу лучше, чем импортные средства. Причем особо ценится женщинами русская баня: ее влажная и менее горячая, чем финская сауна, парная (60–80 °С при 90–100%-ной влажности) не сушит кожу, лучше подготавливает ее для впитывания полезных составов.

      Русская баня — влажная, действует мягко. Ароматный, пропитанный запахом березовых и дубовых веников воздух нежно обволакивает кожу. Баня русская дает здоровье и бодрость. Семь потов сходит, унося шлаки, очищая почки и печень. Так и хочется запеть: «Ах, русская ты, баня, — ты добрая маманя!».

      О лечебном действии бани пишет читатель: «Я нашел прекрасный способ очистки организма. Десять дней подряд ходил в баню и пил там чистую воду (по 1 л). Заходил в парную по 4–5 раз. Это отличная процедура, если сердце позволяет!».