Глава 8. Как прекратить хроноцид населения?






 

Глава 8. Как прекратить хроноцид населения?

(Некоторые советы руководителям субъектов

Российской Федерации и руководителям органов образования и здравоохранения страны)

Жжется больнее злая крапива, * если берут ее очень учтиво.

Народная пословица Причины продолжения хроноцида

По мнению Санкт-Петербургского комитета «За восстановление в России жизни по поясному времени», причинами сохранения в стране зна­чительного опережения социального ритма жиз­ни населения относительно природного ритма смены дня и ночи, которое составляет летом 2—3, а зимой от 3 до 6 часов, и которое можно назвать хроноцидом, т. е. разновидностью геноцида, яв­ляются:

1.    Активная поддержка Правительством Рос­сийской Федерации (при фактическом замалчива­нии проблемы с мая 2000 г. Комитетом по охране здоровья Государственной Думы РФ) интересов фармацевтического и энергетического бизнеса, а также интересов тех внешних и внутренних сил, которые заинтересованы в подавлении воли насе­ления России к жизни и в сокращении его числен­ности.

2.  Пренебрежение интересами народов России со стороны Государственной Думы Российской Федерации, которая, получив в декабре 2001 г. за­конопроект Думы Томской области «О переходе Российской Федерации к поясному времени», лишь 19 марта 2003 г. провела обсуждение проек­та в первом чтении и отклонила его при соотноше­нии голосов: 124 — за проект и 14 — против в усло­виях отсутствия при голосовании депутатов трех фракций, с числом депутатов в них, равным 138.

3.  Невыполнение Минздравом пункта 5 «Реко­мендаций по разработке необходимых мероприя­тий для перехода к порядку исчисления времени, установленному постановлением Совета Мини­стров СССР от 24 октября 1980 г.», которым был предусмотрен «Ежегодный централизованный анализ информации с мест о влиянии на состоя­ние здоровья населения разных регионов страны изменения исчисления времени как в летний, так и в зимний периоды года». За 25 лет в данном на­правлении не было централизованной работы. Вместе с тем ни Минздрав, ни Министерство об­разования и науки в своей пропаганде здорового образа жизни не считали здоровый ночной сон неотъемлемой частью этого образа жизни и не разъясняли населению условий нормального ночного сна детей, подростков и взрослых, а так­же возможных последствий его нарушений. Бо­лее того, эти вопросы до сих пор не включены в программы обучения даже студентов-медиков и в программы постдипломного образования врачей.

4. Отсутствие знаний о нормальном цикле «бодр­ствование—сон» человека как причины ошибочно­го мнения некоторых руководящих работников, да и научных кругов о незначительности проблемы социального ритма жизни населения России — страны, где нарушения этого цикла наиболее (по сравнению с другими странами) вредны для здо­ровья людей. Результаты хронобиологических и медицинских исследований, итоги анкетных опро­сов населения, сотни писем граждан и анализ смертности в РФ в периоды изменений системы исчисления времени в 1981, 1991 и 1992 гг. показа­ли, что российская ложная СИВ приводит к лише­нию предутренних фаз сна, к хроническим недосы­панию и болезням миллионов и к преждевременной смерти ежегодно не менее 70 тысяч граждан стра­ны — порядка 8% от того прироста смертности, ка­кой имеем в России с 1992 г.

5.    Лукавое умолчание Госстандарта и боль­шинства российских СМИ о том, что ни одно го­сударство СНГ, кроме России, и ни одно из госу­дарств Балтии не применяет круглогодичный декретный час, вредный и для здоровья людей, и для экономики.

6.  Нежелание менять свою позицию по пробле­ме разлада социальной жизни населения с При­родой по времени ведущими членами МКВЭЧ — Межведомственной Комиссии по времени и эта­лонным частотам при Госстандарте РФ — Мин­здравом, Минэкономразвития, Минэнерго и Гос­стандартом, которые трижды: в 1980, в 1991 и в 1996 гг. давали Правительству ошибочные и угод­ные ему рекомендации, ссылаясь на «значитель­ную экономию электроэнергии» и не занимаясь изысканиями и внедрением более эффективных и безвредных для здоровья людей и окружающей среды способов и средств энергосбережения.

7. Дезинформирование Правительства и населе­ния путем приведения величины экономии элект­роэнергии за счет применения ложной СИВ только в миллиардах кВтчасов, но никогда — в процентах от производимой в стране энергии (эта экономия — не больше 0,5%) и тем более не в виде годовой ду­шевой величины этой экономии, приходящейся на ОДНОГО жителя России в ГОД. А ведь именно последняя должна быть критерием оценки приме­нимости нынешней СИВ. Как уже упоминалось, эта величина составляет 26—30 кВт-часов, то есть по стоимости — порядка 25 рублей (на 2004 г.) и несоизмерима с потерями 70 тысяч жизней в год, со снижением работоспособности на 10%, с затратами на лечение хронических заболеваний, вызванных СИВ, с потерями в экономике из-за роста аварий­ности и травматизма по вине человека.

Как было показано выше, экономия электро­энергии из-за применения в России круглогодич­ного декретного часа и летнего сдвига стрелок ча­сов еще на час вперед в десятки раз меньше ущерба, наносимого экономике страны из-за сни­жения работоспособности населения на 10%. А ведь в «Концепции перехода Российской Феде­рации к устойчивому развитию», утвержденной

Президентом РФ 01.04.1996 г., сказано: «Никакая хозяйственная деятельность не может быть оправ­дана, если выгода от нее меньше вызываемого ею ущерба».

8.  Отсутствие комплексного подхода к пробле­ме разлада социальной жизни населения России с ритмом смены дня и ночи со стороны руководства Российской Академии наук и бездоказательная оценка этой проблемы руководством Отделения биологических наук РАН.

9.  Монополизация решения проблем в Государ­ственной Думе РФ, при которой решение пробле­мы, затрагивающей интересы ряда Комитетов Ду­мы, например, Комитета по образованию, Комитета по безопасности, Комитета по труду и социальной политике, отдается «на откуп» лишь одному Комитету. СПб-комитет обращался в упо­мянутые выше Комитеты, а также в Комитет по охране материнства, а 8 декабря 2002 г.— к Пред­седателю Думы Г. Н. Селезневу с просьбой пере­дать решение проблемы ряду заинтересованных Комитетов, но просьба не была учтена.

10.   В России имеется всего семь сомнологиче- ских центров, тогда как в более благополучных по разладу их социальной жизни с ритмом смены дня и ночи США уже 15 лет назад их было 125. Американские сомнологи занимались как лече­нием нарушений сна, так и профилактикой этих нарушений, правда, индивидуальной, а не госу­дарственной. В США в 1993 г. по решению Конг­ресса создан Национальный центр сомнологии, в России же лишь единицы сомнологов занимают­ся вопросами профилактики нарушений сна. Большинство сомнологов ориентированы лишь на вопросы медицины сна, а руководство Россий­ского научно-практического общества сомноло- гов дважды отклонило попытки СПб-комитета организовать совместные действия.

11.    Субъективная оценка проблемы лицами, обладающими правом принять решение о пере­ходе России на поясное время с сезонными режи­мами времени начала рабочего дня на объектах дневной деятельности. Эта субъективная оценка вызвана тем, что упомянутые лица живут в меньшем разладе с Природой по времени, чем большинство населения страны, так как эти люди живут в Москве (на восточной границе часового пояса) и начинают работу не в 9, не в 8 и тем более не в 7 часов утра, а в 10 часов, не раньше. Эти ли­ца не задумываются над тем, что ожидает их детей, внуков и потомков при продолжении жизни в раз­ладе с природным ритмом смены дня и ночи.

12.   Семилетнее упорное сопротивление веду­щих членов МКВЭЧ обсуждению проблемы на за­седаниях Комиссии, обязательных дважды в год. Это говорит не только об уязвимости позиции

, Минздрава и Госстандарта, но и о прямом следова­нии рекомендации зарубежных «партнеров» Рос­сии обсуждать вопросы системы исчисления вре­мени келейно, не информируя общественность. Это видно из Пояснительной Записки Комитета по внутреннему транспорту Европейской Эконо­мической Комиссии ООН (ЕЭК ООН) от 24— 26 октября 1994 г., в которой сказано: «Документы Комитета по внутреннему транспорту Европей­ской Экономической Комиссии ООН не должны передаваться газетам и периодическим изданиям». Надо полагать, что ЕЭК ООН, как и Совет Евро­пейского Союза, не желают возврата Европы к по­ясному времени и оздоровления ее населения, а подчиняются интересам фирм по организации ту­ризма и досуга, что было вскрыто зарубежными СМИ, а также интересам фармацевтического и ри­туального бизнесов.

Советы руководителям

Навязанная населению России система исчис­ления времени с ее круглогодичным «декретным часом», летним сдвигом стрелок часов еще на час вперед относительно международной системы ча­совых поясов и смещением перехода к зимнему времени с сентября на октябрь приводит, при по­стоянном в течение года времени начала работы или учебы, которое неприемлемо для нашей стра­ны, к разладу социального ритма жизни с природ­ным ритмом смены дня и ночи летом на 2—3, а зи­мой — па 3—6 часов. Наш социальный ритм жизни лишает людей предутренних фаз ночного сна, вы­зывает хроническое недосыпание, хроническую усталость, хронические болезни миллионов граж­дан, депрессию, потерю воли к жизни и приводит (на фоне негативных для большинства людей эко­номических реформ) к преждевременной смерти ежегодно не менее 70 тысяч граждан страны.

Вероятно, читатели книги, как и ее автор, не очень надеются на прозрение Правительства РФ в решении проблемы достижения согласия социаль­ного ритма жизни в России с ритмом смены дня и ночи. Мы убедились в правоте тех ученых, кото­рые писали: «Фундаментальный принцип, кото­рый очень редко нарушается, заключается в том, что те факты, которые противоречат интересам и привилегиям власти, НЕ СУЩЕСТВУЮТ».

Однако же и в условиях отказа Правительства от возврата к поясному времени и от перехода на сезонные районные режимы времени начала ра­бочего дня есть возможность — и в рамках дейст­вующей в стране ложной системы исчисления времени — обеспечить оптимальный для населе­ния каждого конкретного субъекта Федерации режим работы и учебы.

Санкт-Петербургский общественный комитет «За восстановление в России жизни по поясному времени» рекомендует вам для возможного даже в нынешних условиях улучшения здоровья на­ших граждан, в первую очередь ваших детей и внуков, сокращения сверхсмертности, роста продолжительности жизни, снижения остроты демографического кризиса, роста работоспо­собности, снижения аварийности и травматизма ПЕРЕЙТИ в вашей республике (крае, области, округе) к работе и учебе по местному солнечному времени — даже в рамках действующей в России ложной СИВ, т. е. без ее изменения, возможного только решением Правительства РФ.

Эти рекомендации — результат совместной работы ученых Российской Академии медицин­ских наук, ученых Новосибирска, Томска, Саха- липа и СПб-комитета, а также зарубежного опы­та — опираются на рекомендации Госстандарта России, изложенные в письме СПб-комитету (№410-140-4/431 от 09.10.2002 г.), в котором от имени Правительства Российской Федерации говорится: «Неудобства, которые могут возник­нуть при введении „летнего" времени вследствие климатических, географических или производст­венных особенностей региона, могут быть устра­нены местными органами власти за счет измене­ния времени начала рабочего дня, а в отдельных случаях путем уточнения границ часовых поя­сов» (см. Приложение 3).

Вы имеете ПРАВО не просить разрешения, а УВЕДОМИТЬ Государственную Думу, которая седьмой год не осмеливается противоречить Правительству и воротилам бизнеса (энергети­ческого и фармацевтического — см. статью «За­чем нам „летнее" время» в газете «Аргументы и факты». 2003. № 5. С. 13), уведомить Совет Фе­дерации и Правительство РФ о переходе вашего субъекта Федерации на организацию работы и учебы по местному солнечному времени — спу­стя два часа после восхода Солнца в каждом кон­кретном районе Республики (края, области, ок­руга) в определенные календарные даты, общие для всей России (см. рис. 17). На территории же часового пояса к югу от Полярного круга — пе­рейти на организацию таких сезонных режимов рабочего дня, которые и в рамках действующей в России системы счета времени исключат нега­тивные ее последствия. Это будет сильным рыча­гом к тому, чтобы Федеральное Собрание и Пра­вительство РФ прислушались к доводам ученых, свидетельствам и просьбам граждан, к мнению большинства субъектов Федерации, три четвер­ти которых (67 из 88) одобрили законопроект Думы Томской области «О переходе Российской Федерации к поясному времени». Предлагаемы­ми региональными мерами можно добиться воз­
врата России к международной системе часовых поясов и перехода к тем сезонным режимам рабо­ты и учебы, без которых не достичь нужного со­гласия социального ритма жизни с ритмом сме­ны дня и ночи.

Сущность рекомендуемого двухэтапного пе­рехода от летнего режима времени начала рабо­чего дня к зимнему и обратно показана на рис. 17, а из схемы на рис. 18 видно, как определить вре­мя начала рабочего дня в конкретном районе ча­сового пояса России по часам действующей сис­темы исчисления времени (СИВ).

Для всей территории субъекта Федерации реко­мендуется провести расчеты упомянутым выше ме­тодом интерполяции или методом экстраполя­ции — в случае расположения конкретного района субъекта Федерации вне долготных границ между­народной системы часовых поясов. Для Крайнего Севера с его полярным днем и полярной ночью, при которых нет смысла в привязке времени нача­ла работы к условиям солнечной освещенности, мы РЕКОМЕНДУЕМ начинать рабочий день летом в 9.45, осенью — в 10.30, зимой — в 11.30, а при пере­ходе от зимы к весне, с 22.02 до 21.03 — в 10.45. Вре­мя приведено по часам действующей в стране СИВ.

В тех районах, где круглогодичный декретный час отменен де факто путем административного перевода Правительством РФ в соседний, запад­ный часовой пояс, предлагаемые в наших реко­мендациях моменты времени начала работы или учебы следует уменьшить на один час. Обращаю внимание читателей на то, что таких, «переехав­ших» от декретного часа субъектов Федерации набралось уже шесть, если не больше, что отнюдь не упрощает управления этими территориями со стороны федеральных органов власти.

Разумеется, при реализации наших рекомен­даций вам придется изменять (в ближайшие к приведенным выше опорным календарным да­там воскресенья) режимы работы предприятий и организаций образования, медицины, сферы ус­луг, культуры и досуга, а также расписания дви­жения пригородных поездов и речных судов мест­ного плавания, при сохранении действующих расписаний движения поездов дальнего следова­ния и полетов самолетов.

Эти же рекомендации могут быть использованы местными органами образования и здравоохране­ния для сравнения физиологических и психологи­ческих показателей здоровья детей и подростков — учащихся закрытых учебных заведений (интерна­тов, специальных училищ и т. п.), в части из кото­рых можно установить экспериментальный режим жизни — по рекомендуемому социальному ритму Это сравнение можно провести в соответствии с апробированной методикой, приведенной, напри­мер, в книге Н. И. Моисеевой и В. М. Сысуева «Временная среда и биологические ритмы» (Л., 1981). Разумеется, необходимо и документальное оформление результатов сравнения, что поможет преодолеть сопротивление чиновников Минздра­ва. При этом может быть использован принятый отечественными и зарубежными учеными прин­цип вычленения из ряда факторов влияния на ор­ганизм человека одного фактора — весеннего или осеннего перевода стрелок часов. Этот принцип за­ключается в проведении хронобиологических ис­следований учащихся в течение ПЯТИ дней ДО и в течение ДВУХ-ТРЕХ недель после сезонного из­менения счета времени.

В заключение следует сказать, что семилетнее противодействие ведущих членов Межведомствен­ной комиссии по времени и эталонным частотам (МКВЭЧ) при Госстандарте России (министерств здравоохранения, экономического развития и тор­говли, энергетики, самого Госстандарта) и Прави­тельства страны возврату к поясному времени, по которому живет население двух третей стран мира, а также шестилетняя пассивная позиция Феде­рального Собрания, в первую очередь Комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ, при­вели к тому, что Россия по валовому внутреннему продукту (ВВП) уже потеряла от триллиона (по минимуму) до пяти триллионов рублей, а по доход­ной части бюджета — от 200 миллиардов до трил­лиона рублей — только из-за снижения работоспо­собности людей на 10% процентов. Но, и это главное, мы недосчитались не менее полумиллиона наших граждан, не выдержавших «тихого» оружия массового поражения, каким является нынешняя организация социального ритма нашей российской жизни, характерная тем самым круглогодичным декретным часом, которого с марта 1991 г. нет во всех других государствах СНГ и в странах Балтии.