ВВЕДЕНИЕ






 

Вряд ли найдется человек, который не слышал бы что-либо о китайской кухне. Она — вместе с китайской грамотой и ме­дициной — стоит в первом ряду ассоциаций, которые связаны со словом «китайская». И представление об этих трех вещах примерно сходное: все они кажутся чем-то невероятно слож­ным, «слишком китайским» и потому практически не приме­нимым в повседневной жизни обычного человека некитайско­го происхождения. Что касается грамоты, то, действительно, изучить китайский язык на первый взгляд кажется задачей не из легких. Хотя те, кому это удалось, настаивают на исключи­тельной простоте китайской грамматики. То же самое с меди­циной и кухней: стоит лишь захотеть — и можно обнаружить, что они представляют собой довольно стройную, логически обоснованную систему знаний, в основе которой лежат доволь­но простые для понимания и воспроизведения принципы. Разу­меется, нет пределов совершенству, и сравниться в мастерстве с профессиональными китайскими поварами или врачами в де­сятом поколении сможет не всякий. А вот освоить основные принципы здорового питания и пользоваться ими в состоянии абсолютно каждый человек. И главный из этих принципов за­ключается в том, что всякий пигцевой продукт является в той или иной степени лекарственным веществом, которое оказыва­ет на организм совершенно определенное действие. Соответст­венно, всякое блюдо, приготовленное из нескольких продуктов, представляет собой более сложное лекарство, в котором все действующие вещества должны гармонировать друг с другом. И, наконец, как всякое лекарство, пища должна употребляться по назначению: в соответствии с состоянием организма и с уче­том влияющих на него факторов окружающей среды. А всякая болезнь требует не только врачебных процедур, но и употребле­ния соответствующих продуктов и блюд для устранения ее про­явлений и первопричины.

В этом смысле древние врачи были единодушны: постулат о том, что всякая пища должна быть лекарством, а лекарство — пищей, разделяли и Авиценна, и Гиппократ. Но только китай­ским врачам с присущей им дотошностью удалось детально систематизировать сведения о пищевых продуктах и глубоко укоренить практику здорового питания в повседневную жизнь целого народа.

Кроме этого, сам принцип приготовления пищи в китай­ской кухне отличается максимально бережным отношением к ценным биологически активным веществам, содержащимся в продуктах. Основу меню составляют блюда, время термической обработки которых исчисляется несколькими минутами. Что­бы этого достичь, пищевые продукты нарезаются маленькими кусочками и либо готовятся на хорошо разогретой сковородке, либо погружаются в кипящий бульон. Маленькие кусочки хороши не только тем, что быстро доходят до готовности: они естественным образом способствуют тщательному пережевы­ванию пищи. Конечно, в китайской кухне присутствуют и хоро­шо разваренные блюда, в частности, крепкие мясные бульоны, каши, которые часто используются в качестве основы для при­готовления «быстрых» блюд.

Таким образом, китайская кухня представляет собой хоро­шо проработанную систему лечебного питания, пригодную для использования в повседневной жизни. Но прежде чем перейти к знакомству с полезными свойствами отдельных продуктов и лечебных рецептов китайской диетологии, необходимо усвоить принципиальные взгляды традиционной китайской медицины на здоровое питание.

И главный из них состоит в том, что все предпринимаемые меры по рационализации питания должны быть умеренными и целесообразными. Например, ни в коем случае не следует прибегать к таким чрезвычайным мерам, как отказ от употре­бления жирной, сладкой, тяжелой пищи, когда необходимо все­го лишь соблюдать разумные пределы в ее употреблении. Недо­пустимо в стремлении улучшить свое здоровье употреблять исключительно продукты с максимальной питательной ценно­стью, постоянно принимать лечебные препараты общеукреп­ляющего характера и придерживаться безмятежного образа жизни. В избыточных дозах эти меры скорее вредят, чем помо­гают.


В вопросах питания, как и во многих других, побеждает принцип золотой середины. Поэтому также неправильно пи­таться чем и когда попало в расчете на то, что «организм свое возьмет, а от ненужного избавится». Следует тщательно про­анализировать свои пищевые предпочтения и избавиться от дурных привычек вроде неумеренности в еде, пристрастия к некоторым видам пищи или, наоборот, увлечения разнооб­разными диетами, разгрузочными днями и т. д. Как постоян­ный дефицит, так и систематический избыток пищи приводит к серьезным проблемам со здоровьем.

Разумеется, ждать моментального результата от перехода к соблюдению принципов здорового питания нельзя. На на­чальном этапе человек может испытывать как легкость от сни­жения пищевой нагрузки и употребления полезных продуктов, так и дискомфорт вследствие отказа от стереотипа пищевого поведения. Следующее препятствие чисто психологического свойства: человеку нужно привыкнуть думать, прежде чем что- нибудь съесть. Оно знакомо многим сторонникам похудатель- ных диет и вызывает у них не самые радостные чувства. Это и понятно, ведь их мучает страх перед каждой лишней калори­ей, а основным мотивом их усилий является достижение внеш­него успеха через приведение организма в несвойственное ему состояние. Наоборот, когда человек начинает следить за пита­нием, движимый достижением внутренних целей — хорошего самочувствия, избавления от болезней путем приведения орга­низма в наилучшее для него состояние, — психологическое пре­пятствие преодолевается на удивление легко и положительные привычки закрепляются очень быстро.

Всего через несколько месяцев будут усвоены свойства ос­новных продуктов и правила построения блюд, примерно пол­года уйдет на период проб и ошибок, где-то через год придет осознание, что вкус пищи стал намного богаче, ароматы — тоньше и разнообразнее, а от неправильных продуктов и соче­таний организм будет отказываться инстинктивно. Дальше путь будет лежать в сторону усовершенствования полученного опыта и собственных творческих достижений. Главное — не ос­танавливаться, ведь, хочется нам того или нет, без здорового пи­тания быть здоровым попросту невозможно.