Баня парит — здоровье дарит Галицкнй А. В.






«Баня — мать вторая: кости распарят, все дело попра­вит». «Когда бы не баня, все мы пропали». «Помылся в бане — как сто «удов с себя снял». «На пару да баньке сорок болезней выходит». «Который день паришься, в тот день не старишься».

Эти и множество других пословиц говорят о том, с ка­кой любовью и уважением относились о народе к русской бале.

На Руси испокон веков чтили банный обряд и никогда его не запрещали, как это не бывало в других стра­нах. Не случайна старинная русская поговорка: «Баня не загаьенье — на нее нет запрета».

Историк Николай Иванович Костомаров в своих очерках о домашней жизни и нравах русского народа отмечал, что баня била первой потребностью и служила не только дли соблюдения чистоплотности, но и главным лекарством от всех недугов. Когда б средние веха население Западной Европы косили колера и чума, на Руси спасались своей любимой баней.

История русской бани уходит в седую древность. Геро­дот, «отец история» (так назвал его Цицерон, и этот титул навсегда закрепился за великим греком), много стран­ствовал по белу свету. Побывал и в ваших краях — Се­верном Причерноморье и в устье Днепро-Бугского лима­на. Е девяти книгах своей «Истории» Геродот, по его соб­ственным словам, воскрешает совершенное людьми: не только удивительные события и подвиги, но и примеча­тельные подробности быта различных народов. То, о чем рассказал «отец историк», казалось зачастую невероятным. Но впоследствии, в том числе и в наши дни, многое было подтверждено археологическими раскопками и исследова­ниями ученых.

Например, Геродот, рассказывая об обычаях скифов, упоминает о банях, в которых тешились степняки — мо­гучие бородатые людп. Степняки устанавливали три жер­ди, верхними концами наклоненные друг к другу, обтягива­ли их войлоком. В чане, поставленном посреди этой хижины, искрились раскаленные докрасна камни. В чаи бро­сали конопляное семя. От этого, замечает историк, подни­мался такой сильный жар, что никакая эллинская баня не шла в сравнение. Наслаждаясь своей войлочной баней, степняки вопили от удовольствия.

Геродот пишет и о том, как скифские женщины расти­рали на шероховатом камне, подливая воды, куски кипа­риса, кедра и ладана. Этим жидким тестом с приятным ароматом обмазывали тело, а когда на следующий день снимали этот слой, кожа становилась чистой и блестя­щей.

Баня упоминается в восточнославянских мифах. В них говорится, что ее почитали даже боги. Византийский ис­торик Прокопий Кесарийский, живший в VI столетии, от­мечал, что баня сопровождала древних славян всю жизнь. И вообще, подчеркивал о к, славяне почитали реки, озера и все, что связано с очистительной водной стихией.